Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ЗАЩИТА КОНКУРЕНЦИИ В ФЕДЕРАТИВНОЙ РЕСПУБЛИКЕ ГЕРМАНИЯ И АНГЛИИ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
А.А. ОВОДОВ
Федеральное картельное ведомство Федеративной Республики Германия (Bundeskartellamt) является независимым федеральным органом, который наделен полномочиями Федеральным министерством экономики и энергетики ФРГ <1>. При этом в структуру антимонопольных органов ФРГ помимо Федерального картельного ведомства входят Федеральное министерство экономики и технологий, а также высшие Земельные власти, в соответствии с законодательством соответствующей земли. Задача Bundeskartellamt - защита конкуренции в Германии, что можно назвать ключевой целью публичного регулирования в условиях рыночной экономики ФРГ.
--------------------------------
<1> URL: http://www.bundeskartellamt.de/.
В соответствии с Законом против ограничений конкуренции <2>, который вступил в силу с 1 июля 2005 г. <3>, в ФРГ запрещены соглашения между предприятиями, решения, принятые объединениями предприятий, и согласованные действия, которые имеют своей целью или приводят к предотвращению, ограничению или искажению конкуренции. Кнут-Вернер Ланге <4> отметил, что интерпретация статьи Закона против ограничений конкуренции ФРГ была приведена в соответствие толкованию ст. 81 (1) Договора об учреждении Европейского Союза <5>, осуществленному европейскими судами и Европейской комиссией <6>.
--------------------------------
<2> Gesetz gegen Wettbewerbsbeschr nkungen.
<3> Andreas M. Klees. Breaking the Habits: The German Competition Law after the 7th Amendment to the Act against Restraints of Competition (GWB) // German Law Journal 399 - 420 (2006).
<4> Knut-Werner Lange.
<5> Следует отметить, что Договор об учреждении Европейского Союза (Treaty establishing the European Community (TEC)) был переименован в соответствии с Лиссабонским договором от 2007 г. в Договор о функционировании Европейского Союза "Treaty on the Functioning of the European Union" (TFEU), на смену ст. 81 и 82 (после изменения нумерации статей текста) пришли ст. 101 и 102.
<6> Knut-Werner Lange EUROPISCHES UND DEUTSCHES KARTELLRECHT 58 (2006).
Следует отметить, что существуют соглашения, которые признаны допустимыми, их заключение не влечет применение санкций. Признаются допустимыми соглашения между организациями, решения, принятые объединениями организаций, или их согласованные действия, которые являются "полезными" <7> для потребителей, способствуют улучшению производства или распределения товаров или содействуют техническому или экономическому прогрессу и которые не налагают на организации ограничения, малополезные для достижения обозначенных выше целей, либо если они не предоставляют организациям возможность ограничивать конкуренцию в сегментах рынка.
--------------------------------
<7> Allowing consumers a fair share of the resulting benefit.
До апреля сего года публичное регулирование в сфере защиты конкуренции в Англии осуществляли два публичных органа: Управление по добросовестной торговле <8> и Комиссия по конкуренции <9>, при этом с 1 апреля 2014 г. в результате слияния этих публичных органов их функции начал выполнять Орган по конкуренции и рынкам <10>. "В Соединенном Королевстве антиконкурентные действия запрещены в соответствии с главами I и II Закона о конкуренции 1998 года и могут быть запрещены в соответствии со статьями 81 и 82 Договора об учреждении Европейского Союза <11>. Эти законы запрещают антиконкурентные соглашения между предприятиями и злоупотребление доминирующим положением на рынке" <12>. В соответствии с Законом о конкуренции <13> соглашения между организациями, решения, принятые объединениями организаций, или согласованные действия, которые могут воздействовать на торговлю в пределах Соединенного Королевства и имеют своей целью или результатом предотвращение, ограничение или искажение конкуренции в Великобритании, запрещены, если подобные действия не разрешены в соответствии с Законом о конкуренции. Это общее правило применяется, в частности, к соглашениям, решениям или видам практик, которые прямо или косвенно изменяют цену покупки или продажи или другие условия торговли; направлены на контролирование или ограничение производственной сферы, рынков, технического развития или инвестиций; делят рынки или источники поддержки; предъявляют различные условия к равноценным сделкам, ставя субъектов тем самым в невыгодные условия конкуренции; ставят заключение соглашений в зависимость от принятия другими сторонами дополнительных обязательств, которые по своему характеру или в соответствии с торговой практикой не связаны с предметом этих соглашений. Вышеуказанные нормы применяются только если договор, решение или практика реализуются или предназначены для реализации в Великобритании.
--------------------------------
<8> URL: http://www.oft.gov.uk/.
<9> URL: http://www.competition-commission.org.uk/.
<10> URL: https://www.gov.uk/government/organisations/competition-and-markets-authority.
<11> Статьи 101 и 102 - см. сноску 5.
<12> URL: http://www.oft.gov.uk/shared_oft/business_leaflets/ca98_mini_guides/oft447.pdf.
<13> URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/1998/41/section/18.
Любое соглашение или решение, которые не соответствуют вышеуказанным положениям Закона о конкуренции, являются ничтожными. Таким образом, в ФРГ и Англии применяются различные методы публичного регулирования антиконкурентных решений и соглашений. В ФРГ предусмотрен прямой запрет на заключение антиконкурентных решений или соглашений, и под этим следует понимать, что за нарушение законодательного запрета возможно наложение публичных санкций. При этом в Англии постулируется признание антиконкурентных решений или соглашений ничтожными, что предполагает, прежде всего, наличие цивилистической ответственности за их совершение, что, конечно, не означает, что не могут быть применены публичные санкции. И все же очевидно, что в английском Законе о конкуренции от 1998 г. закреплена тенденция примата цивилистической ответственности над публичной за совершение антиконкурентных действий.
Законодательство Европейского Союза оказало существенное влияние на правоприменительную практику как в ФРГ, так и в Англии. "Целью правового регулирования в сфере защиты конкуренции в Европейском Союзе является обеспечение функционирования публичного механизма по сохранению конкуренции на Общем рынке. Задачей является обеспечение применения ст. 101 и 102 Договора о функционировании Европейского Союза эффективно и единообразно" <14>.
--------------------------------
<14> Оводов А.А. Защита конкуренции в Англии и Уэльсе: публично-правовые вопросы // Юридический мир. 2014. N 2.
По мнению Питера Рота <15> и Валентины Слоун <16> "в Великобритании вертикальные соглашения, за исключением соглашений о поддержании "минимальных и фиксированных цен обслуживания" <17>, запрещены, в том числе в соответствии с Главой I запрета Закона о конкуренции 1998 г. <18> Таким образом, возможно, правовое регулирование вертикальных соглашений в ФРГ осуществлено не только под влиянием норм Европейского Союза, но и права Англии. При этом Герман-Йозеф Бунте <19> отметил, что "в отличие от Антимонопольного права Европейского Союза (и многих других юрисдикций) в Германии не было никакого общего запрета "вертикальных соглашений" <20>, лишь соглашения, касающиеся цен или условий ведения бизнеса... были ограничены, в то время как другие формы вертикальных соглашений лишь были "объектом контроля со стороны антимонопольных органов" <21>, данное нормативное положение было аргументировано тем, что вертикальные соглашения могут также иметь положительное воздействие на конкуренцию <22>.
--------------------------------
<15> Peter Roth.
<16> Valentina Sloane.
<17> Resale price maintenance.
<18> Peter Roth, Valentina Sloane. Vertical Restraints in Domestic and EC Competition Law. URL: http://www.monckton.com/docs/library/Vertical%20Restraints%20in%20Comp%20Law%20-%20PR%20VS.pdf.
<19> Hermann-Josef Bunte.
<20> Vertical restraints of competition.
<21> While other forms of vertical restraints were subject to an abuse control.
<22> Hermann-Josef BUNTE. Kartellrecht 142 (2003).
Компаративный анализ правового регулирования в сфере защиты конкуренции в ФРГ и Англии следует продолжить, исследовав правовое регулирование картелей. В ФРГ признаются допустимыми соглашения между конкурирующими "малыми и средними организациями" <23> и решения, принятые объединениями организаций, чьим предметом является рационализация хозяйственной деятельности на основе сотрудничества между организациями. При этом должны выполняться следующие условия: конкуренция на рынке существенно не изменится и соглашения или решения служат для улучшения конкурентоспособности малых и средних предприятий. В Англии "в соответствии с Законом о конкуренции 1998 года и статьей 101 Договора о ЕС (TFEU) картели запрещены" <24>.
--------------------------------
<23> Small or Medium-Sized Enterprises.
<24> URL: http://www.oft.gov.uk/OFTwork/competition-act-and-cartels/cartels/#.Uzw-Yvl_uJo.
В соответствии со ст. 101 Договора о функционировании Европейского Союза любые соглашения или решения, запрещенные в соответствии с данной статьей, признаются недействительными. Однако положения данной статьи признаются неприменимыми в ряде случаев. А именно по отношению к любому соглашению между организациями, любому решению, принятому объединениями организаций, любым согласованным действиям, которые способствуют улучшению производства или распространению товаров либо содействуют техническому или экономическому прогрессу, принося пользу потребителям. При этом вышеуказанные действия не должны: а) налагать на организации ограничения, не являющиеся необходимыми для достижения вышеуказанных задач; б) предоставлять организациям возможность устранения конкуренции в отношении значительной части соответствующих товаров.
Закрепленная в законодательстве ФРГ возможность создания картелей малых и средних предприятий "для улучшения конкурентоспособности малых и средних предприятий", пусть даже и с правовыми оговорками, в том числе необходимостью обеспечения недопущения "существенного" изменения конкуренции на рынке, является по сути детализацией нормы 101 Договора о функционировании Европейского Союза, однако немецкий законодатель не включил условие о необходимости обеспечения выгоды для потребителей при заключении подобных соглашений. Подобная правовая ампутация может иметь весьма вредные последствия. Вероятно, можно констатировать, что в Германии создано правовое основание для защиты отечественного малого и среднего бизнеса от "внешнего влияния" путем кооперации оного. В случае реализации данной потенции речь может идти о создании внутри Европейского Союза со стороны немецкого малого и среднего бизнеса консолидированных барьеров для проникновения иностранных товаров и услуг на территорию ФРГ, а также о создании условий для проведения малыми и средними предприятиями консолидированной политики за пределами ФРГ; возможно, это является одним из факторов успешного экономического развития Германии на фоне возникновения существенных экономических проблем у некоторых государств-членов Европейского Союза.
В соответствии с английским Законом об организациях от 2002 г. <25> участие в картеле является уголовно наказуемым деянием. "В соответствии с Законом... физическое лицо, которое "нечестно" соглашается на создание картеля (установление цен), может столкнуться с лишением свободы на срок до пяти лет и/или штрафом в неограниченном размере" <26>. При этом примечательно, что, по мнению Стефана Андреаса, в Великобритании "большинство серьезных картельных нарушений преследуется на уровне Сообщества... Европейской комиссии.... Единственной доступной санкцией для корпораций являются административные штрафы" <27>. Применение правил Европейского Союза по отношению к организациям, нарушившим правила Европейского Союза в области защиты конкуренции, отвечает интересам создания общего рынка в ЕС.
--------------------------------
<25> Enterprise Act 2002 URL: http://www.legislation.gov.uk/ukpga/2002/40/part/6.
<26> Andreas Stephan. The UK Cartel Offence: Lame Duck or Black Mamba? URL: http://competitionpolicy.ac.uk/documents/107435/107587/ccp08-19.pdf.
<27> Там же.
Таким образом, можно сделать вывод об определяющем значении деятельности органов Европейского Союза в сфере публичного регулирования защиты конкуренции как в ФРГ, так и в Англии, при этом в ФРГ существует коллизионное правовое регулирование в отношении создания картелей малыми и средними организациями.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.