Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АНТИМОНОПОЛЬНЫЕ СПОРЫ: НЕКОТОРЫЕ ЗАБЛУЖДЕНИЯ, ИЛИ О ДОВОДАХ СТОРОН
Е. АЛЕКСАНДРОВИЧ
Елена Александрович, судья Арбитражного суда Республики Карелия.
Основное регулятивное значение Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) направлено на формирование правовой среды для взаимодействия хозяйствующих субъектов друг с другом.
Вместе с тем в Законе о защите конкуренции учтено, что существенное воздействие на состояние конкурентной среды не ограничивается поведением хозяйствующих субъектов в процессе осуществления ими своей деятельности, а включает в себя деятельность иных особых субъектов экономических отношений. Органы публичной власти, реализуя свои полномочия, способны оказывать существенное влияние на состояние конкуренции, которое выражается в применении властно-распорядительных полномочий в отношении отдельных лиц или по поводу отдельных обстоятельств.
Учитывая особое правовое положение государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, законодатель ввел ряд запретов и ограничений с целью уменьшения негативного влияния на конкурентную среду со стороны органов власти.
К таковым можно отнести запрет на ограничивающие конкуренцию акты и действия (бездействие) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, государственных внебюджетных фондов и др.
Арбитражными судами разных уровней определены основные подходы к рассмотрению данной категории дел, согласно которым для квалификации поведения органа публичной власти в качестве ограничивающего конкуренцию антимонопольному органу необходимо установить совокупность следующих условий: отсутствие нормы права, разрешающей органу власти действовать определенным образом либо принимать соответствующий акт; наступление или возможность наступления негативных последствий для конкурентной среды; причинно-следственная связь между поведением органа власти и наступившими (возможными) негативными последствиями; определение товарного рынка, установление его временных, продуктовых и географических границ; наличие конкурентных отношений на товарном рынке; установление факта допущенного нарушения.
Рассмотрим некоторые ситуации, возникающие в судебной практике при рассмотрении данной категории дел.
В ходе рассмотрения ряда дел было установлено, что антимонопольный орган признал ограничивающим конкуренцию включение в условия конкурса на право обслуживания городских автобусных маршрутов требования о наличии у участников конкурса необходимого для обслуживания маршрута количества транспортных средств определенной вместимости.
Включение в условия конкурса названного требования, по мнению антимонопольного органа, может привести к перераспределению перевозчиков и закреплению на прибыльных (доходных) маршрутах только тех, кто имеет большее количество автобусов с большей вместимостью, а также к созданию дискриминационных условий доступа на рынок для перевозчиков, имеющих меньшее количество автобусов и меньшей вместимости.
Суды посчитали, что проведение конкурса организовано муниципальным органом в рамках его компетенции и является способом упорядочения транспортного обслуживания населения города в целях обеспечения регулярности и безопасности пассажирских перевозок путем привлечения к осуществлению пассажирских перевозок транспортом общего пользования наиболее квалифицированных перевозчиков.
Сам по себе конкурсный отбор перевозчиков не оказывает влияния на конкуренцию, поскольку каждый хозяйствующий субъект самостоятельно принимает решение об участии в конкурсе; все участники конкурса равны между собой; самостоятельные действия каждого влияют на результаты конкурса, и победителем определяется лучший из перевозчиков, т.е. более конкурентоспособный; включение требований о наличии установленного количества транспортных средств определенной вместимости не создает отдельным лицам преимущественных условий участия в конкурсе.
В одном из дел суд поддержал решение УФАС о признании муниципального органа нарушившим Закон о защите конкуренции при утверждении генеральной схемы установки и размещения средств наружной рекламы и информации, дислокации городских рекламных мест.
В судебных актах указано, что данное решение создает или может создать необоснованное препятствие осуществлению деятельности хозяйствующих субъектов на рынке распространения наружной рекламы, приводит или может привести к ограничению конкуренции.
Связь между решением и негативным влиянием на конкурентную среду подтверждается материалами дела; суды, проверяя обоснованность квалификации УФАС действий органа местного самоуправления, установили факт снижения количества рекламных мест, учли результаты анкетирования.
Судебные инстанции признали правомерным вывод антимонопольного органа, что выявленные нарушения необоснованно препятствуют развитию и осуществлению хозяйствующими субъектами деятельности по распространению наружной рекламы в муниципальном образовании.
Встречаются в судебной практике случаи, когда антимонопольным органом не доказано наличие причинно-следственной связи между актами органов публичной власти и выявленными негативными последствиями для конкурентной среды. Суды в таких ситуациях указывают, что для квалификации деяний в качестве нарушений антимонопольного законодательства установление фактических обстоятельств, подтверждающих действительные либо возможные последствия в виде ограничения конкуренции, создания определенных преимуществ и дискриминации на определенном товарном рынке, является обязательным.
При этом антимонопольным органом должна быть выявлена причинно-следственная связь между принятым актом (совершенными действиями) и наступившими неблагоприятными последствиями. Следовательно, только лишь констатации того факта, что действия органов власти препятствуют осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, недостаточно для признания соответствующих органов нарушившими требования антимонопольного законодательства.
Антимонопольный орган должен доказать наступление негативных последствий для конкурентной среды именно вследствие совершенных действий. Сам по себе административный барьер не всегда однозначно свидетельствует о негативных последствиях для рассматриваемой конкурентной среды; при определенных обстоятельствах и условиях он может не оказывать никакого эффекта на конкретный товарный рынок, а на определенном рынке может отразиться положительно.
Антимонопольный орган должен исследовать действительные либо возможные последствия по факту создания административного барьера, дать им оценку как негативным в отношении правильно определенного товарного рынка, опираясь на требующие установления фактические обстоятельства.
В качестве примера можно привести ряд дел, когда муниципальными органами земельные участки, на которых расположены муниципальные кладбища, были переданы для эксплуатации и содержания специализированной организации. В исключительную компетенцию указанных организаций вошли, в частности, правомочия по выделению земельных участков под захоронение, контроль за соблюдением порядка захоронений, установление режима работы кладбищ.
Судебными инстанциями было признано, что действия органа власти привели к ограничению (устранению) конкуренции в виде установления для приобретателей ритуальных услуг ограничений выбора хозяйствующих субъектов, предоставляющих данные услуги.
Кроме того, в ходе рассмотрения дел установлено наличие обстоятельств, создающих возможность для хозяйствующего субъекта (предприятия) в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на рассматриваемом товарном рынке. Указанные негативные последствия для конкурентной среды, явившиеся результатом действий муниципального органа, были выявлены антимонопольным органом и признаны судебными инстанциями.
В состав антимонопольного законодательства России входит и Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
С одной стороны, реклама - это форма распространения массовой информации и в таком случае должна пользоваться конституционно установленной защитой свободы информации (ст. 29 Конституции РФ). С другой стороны, с помощью рекламы производители стремятся привлечь внимание к своему товару и способствовать его продвижению на рынке, применяя недобросовестные методы и заменяя информирование внушением и обманом.
В Законе о рекламе определено, что реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, признается ненадлежащей. Чаще всего реклама распространяется через средства массовой информации или путем размещения специальных рекламных конструкций на зданиях, улицах, а также доводится до потребителя иными способами. Рекламой товара также признается демонстрация отдельных элементов его упаковки или средств его индивидуализации, например товарных знаков, если такая демонстрация призвана формировать или поддерживать интерес к данному товару и способствовать его реализации.
Конечно, целями рекламы являются привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему, а также его продвижение на рынке. Защита потребителей от ненадлежащей рекламы - одна из важнейших задач рекламного законодательства. Не обладая специальными знаниями, многие граждане выбирают определенные товары, услуги, а также продавца (исполнителя) именно под воздействием рекламы, поэтому особую важность приобретают достоверность рекламы, создание правильного представления об объекте рекламирования и о поставщике рекламируемого объекта.
Как показывает практика, именно реклама товаров, рассчитанная на граждан-потребителей, часто оказывается не соответствующей действительности, вводит в заблуждение относительно качества, условий приобретения товара (услуги), характеристик продавца (исполнителя). При этом неверное представление может складываться как в результате сообщения в рекламе ложных сведений, так и в результате получения неполной информации, когда важные для потребителя характеристики товара (работы, услуги), субъекта и т.д. в рекламе отсутствуют.
Реклама должна быть добросовестной и достоверной, Закон разделяет понятия недобросовестной и недостоверной рекламы и рассматривает их как два самостоятельных вида нарушения.
Законом о рекламе установлено, что недостоверной признается реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о товаре, в том числе о преимуществах рекламируемого товара перед находящимися в обороте товарами, которые реализуются другими продавцами, а также об условиях обмена, обслуживания товара.
Так, в одном из рекламных объявлений, содержащемся в распространяемых брошюрах, общество указало: "В нашем магазине Вы можете вернуть купленную у нас технику без объяснения причины и получить свои деньги назад".
Антимонопольный орган посчитал, что исходя из содержания данного объявления у потребителя формируется впечатление о том, что возврат техники осуществляется в любом случае, независимо от даты приобретения, срока эксплуатации, сохранения потребительских свойств, вида товаров и т.п. В ходе рассмотрения дела в суде представители общества пояснили, что на самом деле не имелась в виду возможность безусловного возврата товара в любое время покупателем, поскольку право потребителя на возврат приобретенного товара надлежащего качества может быть реализовано только в течение 14 дней со дня покупки в случаях, если товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, при условии, что указанный товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеется подтверждающий оплату товара документ. Суд в данном случае признал, что общество, не перечислив в рекламе все вышеназванные сведения, распространило не соответствующую действительности информацию.
Законом установлено, что не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы. Данное положение Закона о рекламе направлено на охрану интересов потребителей, однако его практическая реализация вызывает сложности, поскольку законодательно не определено, что понимается под существенной информацией о товаре и условиях его приобретения. При рассмотрении указанного вопроса суды отмечают, что понятие "существенная информация" не может трактоваться как требование о наличии всех существенных условий предлагаемого в рекламе договора.
Судами признано отсутствие существенной информации в следующих случаях: в рекламе указано на возможность приобретения товаров по льготной цене, но при этом не отсутствует условие, что такая цена будет действовать только при приобретении двух и более вещей; имеется ссылка на наличие каких-либо призов, бонусов без указания, что для получения таковых требуется соблюдение дополнительных условий; отсутствует указание на проведение акций в ограниченный период времени и т.д.
Вместе с тем при отсутствии в распространяемой рекламе части существенной информации, влияющей на стоимость рекламного продукта, при наличии в тексте рекламы предложения потребителю узнать подробности в офисах производителя, по указанным номерам телефона, на сайтах в сети Интернет и т.п. суды не усматривают нарушение рекламодателем Закона о рекламе. При этом суды исходят из полной информированности потребителя, поскольку в данном случае реклама содержит ссылку на наличие иной, кроме указанной в рекламе, существенной информации.
Нередко в рекламе указывается информация таким образом, что визуально потребителем воспринимается только та часть, которая делает рекламируемый товар наиболее привлекательным. Такая информация публикуется крупным шрифтом, на первом плане, т.е. таким способом, чтобы сразу обратить на себя внимание. А оставшаяся часть, включающая основные сведения о рекламируемом продукте, которые нельзя назвать привлекательными, - очень мелким шрифтом, быстро бегущей строкой, на оборотной стороне рекламного продукта и т.п. При возникновении подобных споров суды исходят из того, что отсутствие в Законе о рекламе четкого регламентирования порядка оформления рекламных надписей не свидетельствует о том, что их размещение, размер шрифта могут быть любыми, поскольку это противоречит положениям данного Закона относительно добросовестности и достоверности рекламы, которая не должна вводить в заблуждение потребителя. Информация, указанная в рекламе мелким шрифтом, иным способом, затрудняющим ее адекватное восприятие, не может считаться доведенной до потребителя надлежащим образом, в связи с чем потребитель вводится в заблуждение относительно предлагаемого товара. Использованный в рекламном тексте шрифт своим размером и месторасположением должен обеспечить нормальное восприятие потребителем всего содержания рекламной надписи без дополнительно прилагаемых усилий для восприятия какой-либо ее части.
В одном из дел суд согласился с доводами антимонопольного органа о том, что спорная реклама является ненадлежащей, поскольку в данной рекламе, которая была размещена на баннере, расположенном у оживленной магистрали, и предназначена для импульсивного восприятия (быстрого и четкого осознания предлагаемой информации, ее понимания, уяснения без совершения действий, направленных на специальное, длительное сосредоточение внимания), часть существенной информации была затруднительна для прочтения, так как указана мелким шрифтом, из-за чего не могла быть признана присутствующей в рекламе.
Таким образом, в данном случае существенная информация о товаре, которая содержалась в рекламе, с учетом особенностей ее размещения и восприятия человеком, была недоступна для потребителя, поэтому была признана судом отсутствующей, что повлекло признание рекламы недостоверной.
В другом случае суд встал на сторону рекламодателя, поскольку антимонопольный орган не доказал того, что информация, указанная обществом в рекламе мелким шрифтом, не воспринималась потребителями. Суд принял во внимание то, что жалобы от конкретных потребителей в антимонопольный орган не поступали, в акте проверки антимонопольного органа отсутствовали сведения о местонахождении рекламных щитов со спорной информацией, позволявшие определить, каким временем считывания рекламной информации обладал потребитель с учетом их размещения, доказательств того, что при максимальном приближении к рекламной конструкции потребитель не мог воспринять текст рекламы в полном объеме, в материалы дела представлено не было.
Таким образом, критерии достаточности информации и возможности введения в заблуждение ввиду ее неполноты или особенностей размещения носят во многом оценочный характер. Наиболее часто положения о предоставлении полной информации о рекламируемом товаре применяются в тех случаях, когда требования к предоставляемой рекламодателем информации конкретизированы законодателем применительно к определенному виду объектов рекламирования.
К примеру, специальные требования к предоставляемой информации установлены для рекламы лекарственных средств, биологически активных добавок, финансовых услуг и др.; в данных случаях существуют достаточно четкие требования, касающиеся предоставления рекламной информации. В связи с относительной стабилизацией и развитием банковских услуг в российской экономике особую актуальность приобретает предотвращение актов недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламы на финансовых рынках. Большое значение для развития рынка банковских услуг, роста потребительской активности имеет потребительское кредитование; в условиях жесткой конкуренции кредитные организации проводят рекламные кампании по привлечению внимания населения к данной услуге. Обычно граждане приобретают товары в кредит, не анализируя надлежащим образом условия договора, рекламную информацию, не обращая соответствующего внимания на расчет реального размера процентной ставки по кредиту. Реклама банковских услуг не должна умалчивать об условиях оказания услуг, влияющих на сумму расходов, которые понесут воспользовавшиеся услугами лица. При этом, если в рекламе услуг, связанных с предоставлением кредита, содержится хотя бы одна из составляющих его стоимости, в ней должны быть указаны все остальные составляющие, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика.
В качестве примера можно рассмотреть случай, когда в распространявшейся обществом рекламе кредитных карт отсутствовали сведения о том, что за оказание услуги безналичного перевода денежных средств с кредитной карты взимается комиссия, при наличии в рекламе иных условий, влиявших на общую стоимость кредита. Суд признал указанную рекламу ненадлежащей.
По одному из дел судом было отказано в удовлетворении заявления банка о признании недействительным решения антимонопольного органа, которым размещенная банком на постерах реклама признана ненадлежащей, поскольку набранные на оборотной стороне постеров мелким шрифтом сведения о существенных условиях выдачи кредитов в отрыве от контекста основной рекламы, напечатанного крупным шрифтом на лицевой стороне, не позволяют потребителям получить всю информацию для принятия осознанного решения о приобретении кредита.
При рассмотрении большого количества дел, участниками которых являлись кредитные организации, установлено, что в некоторых рекламных сообщениях о предоставлении кредита указывалось, что есть только одно условие предоставления кредита - наличие паспорта. В других рекламах содержался перечень требований к заемщику: ограничение по возрасту; гражданство Российской Федерации, требуемый стаж работы на последнем месте; наличие стабильного дохода в размере, позволяющем обслуживать кредит. При этом перечень требований, содержащихся в спорных рекламах, указывался как исчерпывающий, вместе с тем при принятии решения о выдаче кредита конкретному заемщику банком кроме указанных требований рассматривался и ряд других обстоятельств. В частности, учитывалось финансовое положение и отсутствие у банка сомнений в возможности своевременного возврата заемщиком полученных денежных средств, что определяется банком с помощью системы скоринга. Такая реклама признавалась судами нарушающей Закон о рекламе как содержащая неполный набор требований, предъявляемых к заемщику при выдаче кредита.
Кроме того, хотя это прямо не закреплено в законодательстве, необходимо, чтобы информация, содержащаяся в рекламном продукте, излагалась в форме и способами, которые понятны потребителю. Обеспечению возможности получения понятной потребителю информации служит требование о соблюдении при производстве, размещении и распространении рекламы положений законодательства о государственном языке Российской Федерации. Согласно Федеральному закону от 1 июня 2005 г. N 53-ФЗ "О государственном языке Российской Федерации" государственный язык Российской Федерации подлежит обязательному использованию в рекламе. В случае использования наряду с государственным языком Российской Федерации государственного языка республики, находящейся в составе Российской Федерации, других языков народов Российской Федерации или иностранного языка тексты на этих языках и на русском языке должны быть идентичными по содержанию и техническому оформлению, выполнены разборчиво, звуковая информация (в том числе в аудио- и аудиовизуальных материалах, теле- и радиопрограммах) на русском языке и других языках также должна быть идентичной по содержанию, звучанию и способам передачи. Некорректный перевод текста рекламы может также ввести потребителя в заблуждение, поэтому в случаях, когда рекламный текст переводится с иностранного языка, такой перевод не должен искажать смысл информации.
Ранее действовавший Закон о рекламе 1995 г. исключал использование в рекламе терминов в превосходной степени, в том числе путем употребления слов "самый", "лучший", "абсолютный", "единственный" и т.п., если их невозможно подтвердить документально. В действующем Законе о рекламе такого запрета нет, однако это не означает, что использование подобных характеристик не подвержено никаким ограничениям. В тех случаях, когда указанная характеристика направлена на введение в заблуждение потребителя, в том числе на создание ложного представления об уникальности товара или наличии тех свойств, которые невозможно обнаружить в иных товарах, есть основания признать рекламу недостоверной и нарушающей права потребителей. И, хотя нормы, требующей подтверждения уникальных свойств товара, в действующем Законе о рекламе нет, суды, рассматривая вопрос о достоверности превосходных характеристик, анализируют основания подобных утверждений - статистические данные, наличие заключений специалистов, победы на различных конкурсах и т.п.
Так, при рассмотрении дела о правомерности приведенной в рекламе информации о том, что предлагаемый товар является "новым лидером качества", суд признал доказательством правомерности такого использования наличие целого набора документов, свидетельствующих о качестве продукта (сертификат соответствия, свидетельства и дипломы о признании свойств товара на различных конкурсах, в том числе международных). Кроме того, по делу было получено заключение специалистов о значении слова "лидер" и установлено, что данное слово в контексте приведенного слогана "новый лидер качества" не означает уникальности или абсолютного преимущества товара по сравнению с иными товарами.
В то же время арбитражные суды указывают на необходимость доказывания превосходства одного товара или производителя над другим. В частности, формулировка "N 1", добавляемая к наименованию товаропроизводителя, названию товара, предлагаемой услуги, требует фактического и документального обоснования, поскольку она обеспечивает предпочтение потребителей. Наличие тех или иных наград и титулов должно быть подтверждено указанием на конкретный источник информации: определенный рейтинг, критерий, по которому товар признан лучшим. В противном случае такая реклама признается судами недобросовестной, нарушающей законодательство о конкуренции, так как содержит некорректные сравнения с другими товарами или услугами.
По одному из дел суд указал, что использованное в рекламе словосочетание "лучшие цены" предполагало, что рекламируемая таким способом продукция являлась эксклюзивной и самой востребованной со стороны потребителей с точки зрения ее цены. Указанная реклама также должна была свидетельствовать о том, что ни один другой субъект, действовавший на данном рынке и в данном регионе, не имел таких же показателей относительно цены изготавливаемой и реализуемой продукции. Поскольку названные обстоятельства не нашли подтверждения в материалах дела, суд признал спорную рекламу недостоверной.
Встречаются случаи, когда рекламодатель сообщает о естественных свойствах определенной продукции как о свойстве именно данного товара, например указание в рекламе растительного масла на отсутствие в нем холестерина. В таких случаях основанием признания рекламы недостоверной будет создание у потребителя ошибочного представления о том, что указанное свойство присуще (не присуще) только данному товару, в отличие от товаров иных производителей, особенно если при этом реклама содержит указание на исключительность товара, уникальность способов его изготовления, использование новейших технологий и т.д. Кроме того, некоторые производители копируют с незначительными изменениями внешний вид (цветовую гамму, способ нанесения надписей, наименование) упаковки товара, производимого другими лицами, что вводит потребителей в заблуждение относительно производителя товара. Приведенные способы рекламы в первую очередь нарушают принципы добросовестной конкуренции, т.е. затрагивают интересы лиц, осуществляющих производство и сбыт аналогичных товаров. Права же непосредственных потребителей нарушаются тем, что они под влиянием заблуждения выбирают именно рекламируемый товар, отказываясь от приобретения аналогичных товаров, хотя не получают никаких преимуществ, а иногда еще и проигрывают, например, если цена рекламируемого товара выше, нежели цена на аналогичные товары.
Таким образом, Закон о рекламе не только защищает потребителя от недобросовестной, недостоверной рекламы, но его применение обеспечивает и гарантированную Конституцией РФ поддержку здоровых конкурентных отношений.
В Законе о рекламе обозначены два последствия совершения ненадлежащей рекламы - предписание антимонопольного органа и контрреклама. Содержанием предписания является требование прекратить нарушения законодательства о рекламе. Предписание выдается на основании решения антимонопольного органа о признании рекламы ненадлежащей и должно содержать указание о прекращении ее распространения.
В отличие от предписания антимонопольного органа решение о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) на основании Закона о рекламе принимается судебным органом при наличии трех условий: установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы; выдачи им соответствующего предписания; обращения антимонопольного органа с иском к рекламодателю. Параметры опровержения (например, место размещения контррекламы) определяются судом с учетом обстоятельств конкретного дела. Таким образом, контрреклама является способом доведения информации о недостоверной рекламе до потребителя и восстановления тем самым нарушенных прав.
Вместе с тем необходимо отметить, что отсутствие контррекламы препятствует восстановлению нарушенных прав потребителей и конкурентов. Та или иная реклама просто пропадает с телевизионных экранов, страниц газет, городских баннеров, причина же ее исчезновения известной не становится. Поскольку до потребителей не доходит информация о том, что та или иная реклама была недостоверной, они продолжают под ее воздействием приобретать рекламируемый товар.
Дела об оспаривании решений, действий (бездействия) государственных органов рассматриваются арбитражными судами в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ, которая содержит ряд особенностей данной категории дел, обусловленных участием в них органа публичной власти.
При рассмотрении публично-правового спора в суде его участники, несмотря на их неравенство в спорном материальном правоотношении, перед лицом суда становятся в процессуальном смысле юридически равноправными субъектами судопроизводства. Суд рассматривает такие дела с учетом диспозитивных начал арбитражного процесса, на основе принципов состязательности и равноправия сторон, однако публично-правовой характер предмета судебной защиты по ним требует определенного смещения целевой направленности судопроизводства с частного интереса заинтересованного лица в сторону обеспечения законности и правопорядка в соответствующей сфере общественной жизни.
Согласно АПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемых решений и действий (бездействия) лежит на административном органе, с возложением на него процессуальной ответственности за уклонение от обязанности по доказыванию.
Суд наделяется полномочиями подвергнуть штрафу представителей соответствующих органов и должностных лиц за неявку в судебное заседание и непредставление ими доказательств.
Доказательства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в отличие от общих правил доказывания могут быть истребованы по инициативе самого суда. И это касается не только антимонопольных органов, а всех органов и должностных лиц, осуществляющих публичные полномочия.
Таким образом, в рамках арбитражного процесса именно на антимонопольный орган возлагается обязанность по доказыванию наличия обстоятельств, свидетельствующих о нарушении антимонопольного законодательства, предъявляются требования о том, что в ходе проведения проверок должны быть собраны необходимые доказательства, все выявленные нарушения должны быть исследованы и отражены в актах, решениях, предписаниях.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.