Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА РОЗНИЧНОМ РЫНКЕ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ
С.Н. КОРОТОНОЖКИН
Актуальность рассмотрения проблем ценообразования на розничном рынке электроэнергии обусловлена процессом реформирования данной отрасли, и в частности процессами либерализации на розничных рынках. Данная тема уже была предметом исследования в трудах таких ученых, как А.А. Ким <1>, А.Л. Сурогин <2>, С. Чуясов <3>, Л.А. Шалгинова <4> и др. Вместе с тем, по нашему мнению, данная тема до сих пор не исчерпана, так как до настоящего времени не решены все проблемы правового регулирования, возникающие в рассматриваемой сфере.
--------------------------------
<1> Ким А.А. Основные проблемы и противоречия нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере тарифообразования на товары и услуги систем теплоснабжения // Вести в электроэнергетике. 2006. N 2. С. 30 - 34.
<2> Сурогин А.Л., Говсиевич Е.Р. Новые экономические условия формирования цен (тарифов) в электроэнергетике // Промышленная политика в Российской Федерации. 2006. N 2. С. 41 - 44.
<3> Чуясов С., Лоевец С. Инновационные правовые основы изменения системы ценообразования в электроэнергетике // Право и экономика. 2006. N 12. С. 47 - 51.
<4> Шалгинова Л.А. Инструменты формирования тарифной политики в электроэнергетике региона // Вестник СибГАУ. 2006. Вып. 2(9). С. 139 - 144.
Мировой практике известно два метода ценообразования: затратный и рыночный. Первый вариант был характерен для советской электроэнергетики, когда в рамках единого энергохозяйства утверждалась единая цена на электроэнергию для всей страны. Рыночный механизм предполагает свободное ценообразование, при котором энергокомпании устанавливают разные цены на свой товар в зависимости от особенностей производства, климатической зоны, времени суток, сезона, динамики спроса и т.д. В настоящее время продажа электроэнергии (мощности) на розничном рынке осуществляется по регулируемым ценам (тарифам), при этом устанавливаются тарифы и утверждаются объемы электроэнергии, реализуемой по данным тарифам. Основная особенность системы ценообразования на розничном рынке электроэнергии выражается в ее синхронизации с процессом либерализации цен на оптовом рынке.
Нормативно-правовые основы, определяющие участие в процессах ценообразования на оптовом и розничных рынках электроэнергии государственных регулирующих органов исполнительной власти (ФСТ РФ, РЭК субъектов РФ) и их полномочия, установлены Федеральным законом "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ" <5>. Постановлением Правительства РФ были введены в действие Правила функционирования розничных рынков электроэнергии <6>, в соответствии с которыми часть договорного объема и отклонения от него абоненты региона будут приобретать у энергосбытовой компании по свободным ценам.
--------------------------------
<5> О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ: Федер. закон (принят Гос. Думой 10 марта 1995 г.) // СЗ РФ. 1995. N 16. Ст. 1316.
<6> Об утверждении Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики: Постановление Правительства РФ от 31.08.2006 N 530 // СЗ РФ. 2006. N 37. Ст. 3876.
Либерализация розничного рынка заключается в поставках электроэнергии частично по тарифной цене, а частично - по цене, которая отражает стоимость электрической энергии на конкурентном оптовом рынке и ограничивается рамками предельного уровня нерегулируемых цен, устанавливаемого региональными энергетическими комиссиями.
Минимальная и максимальная доли, исходя из которых определяются предельные (минимальный и максимальный) объемы продажи электроэнергии (мощности) по тарифам, ежегодно устанавливаются Правительством РФ одновременно с утверждением прогнозов социально-экономического развития.
Система тарифов (цен) на электроэнергию, в которую входят регулируемые и свободные (нерегулируемые) цены, устанавливается Постановлением Правительства РФ "О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ" <7>, согласно которому к регулируемым ценам на розничных рынках электроэнергии относятся цены на электроэнергию (мощность), поставляемую гарантирующими поставщиками потребителям (за исключением населения) в объемах, которые соответствуют объемам электроэнергии, продаваемым по регулируемым ценам на оптовом рынке. Свободными (нерегулируемыми) являются цены, которые определяются с помощью конкурентного отбора ценовых заявок либо соглашением сторон на розничных рынках электроэнергии.
--------------------------------
<7> О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии в РФ: Постановление Правительства РФ от 26.02.2004 N 109 // СЗ РФ. 2004. N 9. Ст. 791.
Гарантирующие поставщики производят поставку электроэнергии потребителям по регулируемым тарифам, которые должны соответствовать реальной стоимости электроэнергии. Рыночная стоимость состоит из суммы конкурентной цены оптового рынка электроэнергии с учетом мощности и тарифов на регулируемые услуги, устанавливаемые органами государственной власти. Стоимость регулируемых услуг определяется путем вычета из конечного тарифа, установленного для определенной группы потребителей, стоимости учтенной в тарифах электроэнергии. Предельный уровень нерегулируемых цен определяется по зафиксированной в Правилах формуле на основании ежемесячно публикуемой администратором торговой системы информации о средней стоимости единицы электрической энергии (1 кВт.ч), сложившейся на оптовом рынке за истекший месяц, с учетом регулируемых государством тарифов на услуги по передаче электрической энергии, инфраструктурные услуги, а также сбытовой надбавки.
Полная либерализация цен на электрическую энергию для потребителей (кроме населения) планируется с 2011 г. В течение периода до 2011 г. Россия будет осуществлять переход от системы регулируемых тарифов на рынке двусторонних контрактов к системе, в которой либерализованные цены устанавливаются на рынке "на сутки вперед" и посредством двусторонних контрактов, условия которых определяются путем переговоров. Также будет существовать балансирующий рынок и рынок системных услуг. После 1 января 2011 г. производители, определяемые Правительством РФ, будут обязаны заключить договоры поставок электроэнергии с гарантирующими поставщиками сроком на три года. Однако и после 2011 г. государство оставляет за собой право вводить предельные уровни цен на электроэнергию и цены на максимально доступную генерирующую мощность в предусмотренных законом случаях и в порядке, установленном Правительством РФ. Свободные цены на электроэнергию должны формироваться с учетом спроса и предложения, при работе конкурентного механизма <8>. Кроме того, Федеральный закон "Об электроэнергетике" <9> достаточно жестко закрепил норму, в соответствии с которой действует система регулярного контроля за функционированием розничных рынков электроэнергии.
--------------------------------
<8> Необходимо помнить, что либерализация цен не означает их бесконтрольности: Интервью начальника Юридического управления ФСТ России А.В. Изотовой // Энергорынок. 2009. N 2. С. 31.
<9> Об электроэнергетике: Федер. закон (принят Гос. Думой 21 февраля 2003 г.; одобр. Советом Федерации 12 марта 2003 г.) // СЗ РФ. 2003. N 13. Ст. 1177.
Регулируемыми остаются сетевые услуги, сбытовая надбавка гарантирующего поставщика, услуги инфраструктуры рынка (системного оператора и администратора торговой системы).
Стоимость электроэнергии для конечного потребителя складывается из нескольких составляющих: стоимости производства электроэнергии и стоимости мощности на оптовом рынке; стоимости передачи электроэнергии по магистральным и распределительным сетям; надбавки сбытовой организации (гарантирующего поставщика или сбытовой компании) и оплаты услуг инфраструктурных организаций (системный оператор, коммерческий оператор). В среднем более половины розничной цены электроэнергии приходится на приобретаемую на оптовом рынке электроэнергию и мощность, более четверти - на оплату услуг распределительных сетей.
Финансовые затраты потребителей на электроэнергию во многом зависят от условий договора электроснабжения, определяемых на этапе представления данных об электропотреблении и расчете договорных величин на следующий год. При этом есть некоторые особенности договорных отношений в сфере снабжения электроэнергией. Имеют место два варианта структуры договорных связей в отношениях по снабжению электроэнергией потребителей.
Первый вариант - простая структура - имеет место и тогда, когда энергопринимающие устройства потребителей присоединены непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). В этом случае отношения между ними опосредуются договорами энергоснабжения.
Второй вариант - сложная структура договорных связей - возникает, когда потребители не имеют в собственности (или на ином законном основании) энергопринимающих устройств, присоединенных непосредственно к сетям гарантирующего поставщика (энергосбытовых организаций и т.п.). Сложную структуру договорных связей по электроснабжению потребителей оформляют несколько договоров: договор купли-продажи (поставки), договор на оказание услуг по передаче электроэнергии, заключаемый с территориальной сетевой организацией.
В настоящее время действует Приказ Федеральной службы по тарифам от 6 августа 2004 г. N 20-э/2 "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке", именно ими руководствуются Федеральная служба по тарифам, а также региональные энергетические комиссии при установлении тарифов.
Следует отметить, что если потребитель не удовлетворен тарифом на покупку электроэнергии у какой-либо энергосбытовой организации, то он может заключить договор с гарантирующим поставщиком, действующим на данной территории. Следовательно, уровень цен гарантирующего поставщика представляет собой предельную границу для потребителя по экономической целесообразности при выборе энергосбытовой организации в регионе. При этом каждый гарантирующий поставщик действует в своей зоне, и в соответствии с нормами ФЗ "Об электроэнергетике" между собой они конкурировать не могут. Предполагается, что конкуренция на розничных рынках электроэнергии должна возникнуть: между сбытовыми компаниями за статус гарантирующего поставщика (при проведении конкурса), а также между сбытовыми компаниями и гарантирующим поставщиком. На наш взгляд, такой подход должен привести к повышению качества как поставляемой электроэнергии, так и уровня обслуживания потребителей. При этом производители с установленной мощностью более 25 МВт могут продавать электроэнергию на розничном рынке только гарантирующим поставщикам и по цене, не превышающей стоимость аналогичного объема электроэнергии, приобретаемого гарантирующим поставщиком на оптовом рынке. Таким образом, возможности конкуренции для производителей с установленной мощностью более 25 МВт ограничены нормами законодательства. Производители с мощностью меньше 25 МВт хотя и могут продавать электроэнергию потребителям в зоне действия гарантирующего поставщика, при этом должны компенсировать гарантирующим поставщикам дополнительные расходы, связанные с расторжением договоров с этими потребителями и необходимостью приобретения недопоставленного по этим договорам объема электроэнергии до окончания текущего периода регулирования тарифов. На наш взгляд, данные нормы отрицательно влияют на развитие рынка, где задействованы данные производителя и требует корректировки, чтобы избежать необоснованного завышения цен и отсутствия конкуренции как необходимого фактора развития рынка.
Кроме того, для производителей, имеющих генерирующее оборудование мощностью более 5 МВт, предусмотрено заключение договоров купли-продажи электроэнергии с потребителями при условии, что стороны обеспечивают коммерческий учет почасового объема производства (потребления) электрической энергии.
Необходимо отметить и существование таких проблем генерирующего сектора электроэнергетики России, как высокий уровень износа генерирующих мощностей, низкий КПД тепловых электростанций, чрезмерно высокая доля газа и непропорционально низкая доля угля в топливном балансе, низкий уровень капитализации генерирующих компаний России по сравнению с мировыми аналогами, низкая производительность труда, обусловленная наличием избыточного персонала, а также моральным и физическим износом оборудования <10>.
--------------------------------
<10> Шаповалов Ю.С. О перспективах реализации Энергетической стратегии России на период до 2020 года // URL: http:// www.ieay.ru/ nauch/ sc_article/ 2008/ 02_25.doc (дата доступа: 19.10.2009).
Несмотря на неправовой характер данной проблемы, стоит подчеркнуть, что в соответствии с Руководящими принципами по защите прав потребителей, принятых 9 апреля 1985 г. на Генеральной Ассамблее Организации Объединенных наций, признается право на выбор, подразумевающее возможность доступа к разным товарам и услугам по конкурентоспособным ценам.
Однако исследование вышеизложенных обстоятельств позволяет сформулировать вывод о том, что возможность выбора потребителями розничного рынка продавцов электроэнергии ограниченна, а следовательно, данное положение влияет на уровень конкуренции на рынке, существенно снижая его. Это, в свою очередь, влияет и на уровень цен на розничном рынке электроэнергии. Кроме того, отсутствие до настоящего момента Правил коммерческого учета электроэнергии делает весьма затруднительным, а в отдельных случаях и невозможным для энергосбытовых компаний расчет объема переданной электроэнергии в случаях, когда прибор учета расположен вне границ балансовой принадлежности, а также если потребитель выражает желание перейти на двухставочный тариф, не имея необходимой системы учета.
В свою очередь, в совокупности данные пробелы экономической и правовой системы Российской Федерации нарушают положения ст. 34 Конституции РФ о недопущении монополизации.
Немаловажным упущением законодательства в исследуемой сфере, приводящим к неточности правоприменения, в настоящее время являются предельные минимальные и/или максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, которые устанавливает ФСТ на основании прогноза социально-экономического развития РФ до принятия проекта закона о федеральном бюджете на очередной год. Срок действия таких предельных уровней тарифов составляет не менее одного года. Вместе с тем вводятся в действие тарифы с начала финансового года, и их регулирование тесно связано с бюджетным процессом. Изменение тарифа в сложившейся ситуации возможно только после внесения изменений в соответствующий бюджет. В связи с этим в специальной литературе встречаются предложения об изменении системы тарифообразования и механизмов составления прогноза и баланса энергопотребления Федеральной службы по тарифам. В частности, предлагается внести поправки в законодательство, отменяющие правило установления тарифов в электроэнергетике один раз в год, поскольку это мешает отрасли оперативно реагировать на ситуацию в экономике и корректировать тариф на электроэнергию с учетом цен на топливо <11>.
--------------------------------
<11> Саакян А., Яковлев К. Правовые проблемы тарифообразования в электроэнергетике РФ // ЭнергоStyle. 2009. N 3. С. 42.
По нашему мнению, следует внести изменения в п. 2 ст. 23 ФЗ "Об электроэнергетике", исключив указание на то, что срок действия утвержденных цен (тарифов) не может составлять менее чем двенадцать месяцев, а также изменить абз. 2 п. 3 ст. 20 данного Закона, изложив его в следующей редакции: "До дня вступления в силу в полном объеме настоящего Федерального закона в целях государственного регулирования уровня цен (тарифов) на электрическую энергию Правительство Российской Федерации одновременно с разработкой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждает на год предельные уровни цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей с выделением цен (тарифов) для населения. Указанные предельные уровни цен (тарифов) могут быть установлены Правительством Российской Федерации с календарной разбивкой, разбивкой по категориям потребителей с учетом региональных и иных особенностей. При необходимости уровни цен (тарифов) на электрическую энергию для потребителей подлежат корректировке с учетом экономической ситуации в стране, инфляции и иных обстоятельств".
Внесение указанных изменений, по нашему мнению, хотя и не решит проблему, позволит оперативно реагировать на складывающуюся ситуацию в целях своевременной и целесообразной корректировки цен на электроэнергию. Полагаем, что в современных условиях для России становится актуальным поиск национальной модели регулирования энергетических отраслей с учетом происходящей глобализации отношений в этих сферах. В этом смысле важен как собственный опыт регулирования, так и применимый международный опыт.
Одной из глубоких методологических проблем создания новой национальной доктрины регулирования энергетических (инфраструктурных) отраслей является обеспечение необходимого баланса частных и публичных интересов в правовом регулировании. Важно определить должное соотношение между публичным и гражданско-правовым регулированием в этой сфере. Перекос в сторону административного регулирования создает неоправданные препятствия и барьеры для входа на рынок и конкуренции. Игнорирование публичного компонента регулирования и переход исключительно на частноправовые методы регулирования не позволяют обеспечить защиту общих интересов и могут привести к злоупотреблению частными интересами субъектов энергорынка. Очевидно, что правовые реформы такого масштаба должны быть обеспечены адекватными регуляторными механизмами. В противном случае без активной роли государства реформируемые отрасли рискуют навсегда остаться в переходном периоде. Сегодня это уже заметно на примере российской электроэнергетики: несмотря на структурные преобразования, качественный переход к новому состоянию конкурентного рынка в этой сфере еще не состоялся.
В ходе реформы электроэнергетики принято множество нормативно-правовых актов, определяющих принципы функционирования розничных рынков электроэнергии, темпы либерализации, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и т.д. Среди них федеральные законы, постановления Правительства РФ и Федеральной службы по тарифам. Таким образом, к настоящему времени сформировалась обширная нормативно-правовая база, регулирующая отношения в сфере электроэнергетики. При этом, несмотря на такое, казалось бы, подробное урегулирование отрасли, имеются отдельные пробелы и недоработки, которые должны быть своевременно устранены в целях ее нормального функционирования. Зачастую это осуществляется путем принятия новых нормативно-правовых актов, что не способствует созданию стройной системы правового регулирования снабжения электроэнергией. По нашему мнению, было бы целесообразным объединить все существующие нормы, регулирующие энергоснабжение, в едином унифицированном нормативно-правовом акте - Энергетическом кодексе России. Энергетический кодекс должен стать постоянно действующей системой повышения качества нормативно-правовой базы торговли энергетическими материалами и продуктами. Основу Энергетического кодекса России должны составить кодифицированные нормы действующего права, в том числе международного, применимые к энергетическим рынкам.
Исследуя все вышеизложенное, стоит отметить, что реформа ценообразования, как и реформа электроэнергетики в целом, не закончена, и можно предположить, что практика применения нерегулируемых цен на рынке электроэнергии после 2011 г. раскроет новые проблемы и противоречия в правовом регулировании данной отрасли, которые также потребуют своего совершенствования.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.