Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
КАСПИЙ ПОД ОХРАНОЙ
А. СУХАРЕНКО
Длительный и интенсивный вылов осетровых привел к резкому снижению их промысловых запасов и падению уловов. На сегодняшний день эксперты говорят уже о прохождении точки невозврата в вопросах выживания естественной популяции осетровых на Каспии и возможной утраты их генофонда. В связи с этим ратификация Россией межгосударственного Соглашения о сохранении биоресурсов Каспия - правильный шаг, который может исправить ситуацию.
Масштаб проблемы
Каспийское море - самый богатый в мире водоем по численности и видовому разнообразию осетровых. В список рыб, находящихся под угрозой вымирания, Комиссия по международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения (СИТЭС), внесла все четыре вида осетровых, распространенных на Каспии: белугу, шипа, длинноносого осетра и севрюгу. Максимальные уловы этих рыб отмечались в начале XX века и в конце 1970-х годов (39,4 тыс. т и 27,4 тыс. т соответственно). Резкое сокращение их численности началось с 1991 года. В итоге с 2000 года Россия в одностороннем порядке прекратила коммерческий лов белуги, а с 2005 года - русского и персидского осетров и севрюги. В 2010 году на Каспийском саммите в Баку главы пяти прикаспийских государств одобрили введение 5-летнего моратория на промышленный лов осетровых. В мае 2015 года на 35-м заседании Комиссии по водным биоресурсам Каспийского моря делегации России, Ирана, Азербайджана, Казахстана и Туркменистана договорились продлить запрет на их вылов еще на 2 года (2015 - 2016).
Несмотря на существующий запрет, численность и запасы осетровых продолжают сокращаться. По оценкам экспертов, в 2010 - 2013 годах объем незаконной добычи осетровых видов рыб в Каспийском море превышал 9,4 тыс. т. Основной интерес для браконьеров представляет икра, которая может составлять до 40% от веса рыбы. Как показывает практика, промысел преступников концентрируется на севере Каспия, где пролегают пути миграции рыб, идущих на нерест. В распоряжении браконьеров имеются плавсредства, позволяющие быстро достигать района лова и уходить от преследования. При осуществлении незаконного промысла ими применяются приборы спутниковой навигации, безошибочно определяющие место установки сетей, приборы ночного видения и другие техсредства.
Основной причиной браконьерства остается высокая доходность. В среднем за один "заплыв" браконьеры зарабатывают 170 тыс. руб.: 150 - 140 тыс. руб. на черной икре и 20 - 30 тыс. руб. на самой осетрине. Это крайне высокий уровень заработков в одном из беднейших регионов России - Дагестане.
О примерных масштабах браконьерства можно судить по данным правоохранительных органов, согласно которым в 2013 году в Волжско-Каспийском бассейне (503,3 тыс. га) было изъято 60 км сетей, более 160 тыс. крючьев, свыше 5 т осетровых видов рыб, а в естественную среду обитания выпущено свыше тысячи особей.
Два раза в год, весной и осенью, во время нереста рыб пограничные ведомства России и Казахстана проводят совместные оперативные мероприятия. В 2014 году в результате совместных рейдов были задержаны 16 нарушителей правил рыболовства, 90 маломерных судов, изъято свыше 3 т осетровых видов рыб и 234 км сетей.
Правовые методы борьбы
В июле 2013 года УК РФ был дополнен ст. 258.1, предусматривающей ответственность за незаконную добычу, содержание, приобретение, хранение, перевозку, пересылку и продажу особо ценных водных биоресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу России и (или) охраняемым международными договорами, их частей и производных. Постановлением Правительства РФ от 31.10.2013 N 978 "Об утверждении перечня особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" в список таких животных были внесены все осетровые, кроме стерляди: амурский, атлантический, персидский, русский, сахалинский и сибирский осетры, белуга, калуга, севрюга и шип.
Для комплексного решения данной проблемы был принят Федеральный закон от 23.11.2015 N 311-ФЗ "О ратификации Соглашения о сохранении и рациональном использовании водных биологических ресурсов Каспийского моря". Данное Соглашение было принято 29.09.2014 в Астрахани в соответствии с договоренностями, зафиксированными в Протокольном решении президентов Азербайджана, Ирана, Казахстана, России и Туркменистана по итогам III Каспийского саммита (18 ноября 2010 года, г. Баку).
Ранее основой сотрудничества прикаспийских государств в области сохранения и рационального использования водных биоресурсов был Протокол заседания полномочных представителей прикаспийских государств от 23.12.1992. В соответствии с ним была учреждена межведомственная Комиссия по водным биоресурсам Каспийского моря, решения которой реализовались на уровне соответствующих рыбохозяйственных ведомств.
Соглашение 2014 года направлено на сохранение и рациональное использование водных биоресурсов Каспийского моря, в том числе на управление ими. Для достижения целей Соглашения сторонами создается Комиссия по сохранению, рациональному использованию водных биоресурсов и управлению их совместными запасами.
Комиссия наделяется следующими полномочиями:
- координирует деятельность по сохранению, воспроизводству, рациональному использованию совместных водных биоресурсов;
- ежегодно определяет общие допустимые уловы совместных водных биоресурсов и распределяет их на национальные квоты;
- регулирует промысел и сохранение совместных водных биоресурсов на основе ограничений промысла;
- утверждает правила рыболовства в отношении совместных водных биоресурсов;
- утверждает и координирует согласованные программы научно-исследовательских работ по совместным водным биоресурсам, устанавливает периодичность проведения таких работ;
- устанавливает экспортные квоты в отношении осетровых видов рыб и продукции из них.
В соответствии с Перечнем поручений Президента России от 16.08.2013 была разработана и утверждена Подпрограмма N 8 "Развитие осетрового хозяйства" с финансированием в 5 млрд. руб. как составная часть Госпрограммы РФ "Развитие рыбохозяйственного комплекса до 2020 года". В качестве первоочередных мер в ней названы: борьба с незаконным выловом осетров, внедрение универсальной системы маркировки осетровой продукции, мониторинг осетровых запасов. Выход из создавшейся ситуации авторы программы видят в развитии осетровой аквакультуры, способной вытеснить с рынка нелегальную продукцию.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.