Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
К ВОПРОСУ О ПУТЯХ РЕФОРМИРОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА В СФЕРЕ БОРЬБЫ С ТОРГОВЛЕЙ ЛЮДЬМИ (ОСНОВНЫЕ ТЕЗИСЫ)
С.И. ВИНОКУРОВ
1. Реформирование международного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми требует пересмотра концептуальных подходов, представлений о сути "торговли людьми" и содержательных ее элементах, согласования различных понятий и терминов, отказа от ряда сложившихся стереотипов и др.
2. В ходе изменения терминологических подходов к базовому явлению "торговли людьми" следует обратить особое внимание на его сущностное и правовое содержание. На наш взгляд, данное понятие в целом является комплексным криминологическим, а не уголовно-правовым, как это трактуется в отдельных международных и национальных правовых актах <1>. В пользу этого могут свидетельствовать сложность, многогранность и неоднородность элементов, образующих данное цельное явление, которое тождественно таким правовым аналогам, как "организованная преступность", "коррупция", "экстремизм" и т.п. Кроме того, попытка совместить все многообразие и разнохарактерность рассматриваемого феномена в единой уголовно-правовой формуле (составе преступления) представляется не только нецелесообразной, но и практически вредной.
--------------------------------
<1> См., напр.: Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, от 15.11.2000; ст. 127.1 УК РФ и др.
3. Уголовно-правовая конструкция "торговли людьми", изложенная в Протоколе о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее (далее - Протокол N 2), представляет собой весьма неудачную, на наш взгляд, попытку преобразовать базовое криминологическое содержание "торговли людьми" в значительно более узкий по смыслу уголовно-правовой формат. Причем изъян кроется в нескольких аспектах. Во-первых, из указанной формулы необоснованно исключен стержневой элемент, наиболее близко по смыслу характеризующий явление торговли людьми: распоряжение человеком как объектом собственности (в т.ч. купля-продажа человека). Во-вторых, комплексное криминологическое понятие "торговля людьми" подменено существенно более узким его сегментом - "эксплуатация". В-третьих, само понятие эксплуатации не определено. В-четвертых, в данную формулу применительно к эксплуатации оказались вписаны инородные самостоятельные элементы, к ней, на наш взгляд, не имеющие непосредственного отношения (рабство, институты и обычаи, сходные с рабством, подневольное состояние, извлечение органов). В результате получился конгломерат разнохарактерных по содержанию элементов и признаков. Имеются и иные недостатки.
4. Противоречивая уголовно-правовая конструкция торговли людьми, сформулированная в Протоколе N 2 и использованная затем законодателями различных государств, представляет собой "целевой состав преступления", т.е. запланированные на эксплуатацию действия. Причем разработчики Протокола N 2, видимо, имели в виду, что такого рода конструкция будет иметь существенный превентивный эффект. Однако подобное намерение не оправдалось в силу исключительных сложностей установления (доказывания) цели эксплуатации. Поэтому на практике такие преступления, как правило, выявляются уже после фактической реализации преступниками своей цели, а заданная формула конкурирует с уже состоявшимися фактами эксплуатации человека (вовлечение в занятие проституцией, организация занятия проституцией и др.). Отсюда на практике возникают спорные вопросы о разграничении (квалификации) действий, образующих, с одной стороны, еще только планируемую эксплуатацию человека (она оценивается как тяжкое преступление), с другой - реально выявленные факты состоявшейся эксплуатации (они оцениваются значительно мягче). Поэтому закрепленная в Протоколе N 2 якобы превентивная конструкция торговли людьми создает лишь видимость возможности упреждающего пресечения действий торговцев людьми и в том числе и по этой причине нуждается в серьезной корректировке.
При этом ее варианты могут быть различными. В частности, необходимо по-новому воспринимать и оценивать базовое понятие "торговля людьми" как комплексное криминологическое явление. Важно также его корректное преобразование в уголовно-правовую формулу с соблюдением строгих правил и средств юридической техники. Имеется в виду трансформация "торговли людьми" как видового криминологического феномена, понимаемого как "преступность", в другой правовой формат, квалифицируемый как "преступление" (группа преступлений). В последнем случае необходим дифференцированный подход к разработке пакета уголовно-правовых норм, который в своей совокупности может дать адекватное уголовно-правовое представление о торговле людьми как цельном, комплексном криминологическом явлении.
5. Серьезные трудности представляет решение вопроса о включении в определение понятия "торговля людьми" целей и мотивов. С одной стороны, они играют важную роль при оценке степени общественной опасности деяний, связанных с эксплуатацией человека. С другой стороны, данные признаки не являются обязательными применительно к таким сегментам торговли людьми, как рабство, институты или обычаи, сходные с рабством, а равно распоряжение человеком.
Поэтому было бы более обоснованным и правильным при характеристике общего криминологического понятия "торговля людьми" прежде всего указать на запрещенные уголовным законом средства и способы поставления (обращения) человека в положение невольника, товара или жертвы эксплуатации. При этом цели и мотивы, с учетом их существенной значимости для квалификации отдельных преступлений данного вида, могут, на наш взгляд, найти отражение в квалифицированных составах этих деяний.
6. С учетом изложенного под торговлей людьми следует понимать общественно опасные, запрещенные уголовным законом под угрозой наказания деяния, представляющие собой:
- обращение человека в рабство или подневольное состояние либо содержание лица в таком состоянии, а равно применение к человеку (соблюдение, пропаганда, финансирование виновными) институтов и обычаев, сходных с рабством;
- распоряжение человеком (трупом) либо органами, тканями или клетками человека (неживого донора) как объектами собственности;
- различные формы (виды) эксплуатации человека, основанной на присвоении результатов физической, биологической или иной деятельности человека (его энергии, функций и т.п.) либо потреблении его услуг, а равно привлечение детей к труду, который по своему характеру или условиям может нанести вред их здоровью, безопасности или нравственности.
Приведенное выше криминологическое определение торговли людьми предполагает в дальнейшем возможность преобразования отдельных сегментов данного явления в уголовно-правовой формат. Например, может быть сконструирована самостоятельная уголовно-правовая норма - "распоряжение человеком", включающая в себя его куплю-продажу. Труднее обстоит дело с криминализацией разнообразных форм (видов) эксплуатации человека (ребенка). Здесь могут понадобиться более сложные юридические решения и конструкции.
7. Представляется целесообразным отказаться от трактовки торговли людьми как целевой установки на совершение запланированной эксплуатации человека. Речь, в принципе, должна идти об определении любого преступления в сфере торговли людьми только как реализованного (реализуемого) уголовного деяния, имеющего конструкцию формального (усеченного) состава преступления. При этом с учетом высокой общественной опасности данных преступлений в новом международном правовом документе следует, на наш взгляд, четко и однозначно прописать необходимость криминализации приготовления и покушения на все формы (способы) торговли людьми, имея в виду, что перечень разнообразных деяний в рамках указанных стадий является открытым. Это даст возможность в зависимости от специфики конкретного преступления в данной сфере более гибко и адекватно оценивать и применять на практике положения уголовного закона, предусматривающего ответственность по конкретной статье за приготовление или покушение на торговлю людьми.
Высказанное предложение согласуется с положениями российского и международного уголовного права. Например, такая конструкция уже отчасти используется в международном законодательстве в сфере борьбы с торговлей людьми. Так, уголовная ответственность за реализованные (реализуемые) деяния предусмотрена Конвенцией ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами <2>. Имеется в виду обязанность подвергнуть наказанию каждого, кто эксплуатирует проституцию другого лица, содержит дом терпимости или управляет им, сознательно финансирует или принимает участие в финансировании дома терпимости. Аналогичное положение содержится и в Факультативном протоколе к Конвенции ООН о правах ребенка, где торговля детьми определяется как любой акт или сделка, посредством которых ребенок передается любым лицом или любой группой лиц другому лицу или группе лиц за вознаграждение или любое иное возмещение <3>.
--------------------------------
<2> Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 02.12.1949.
<3> Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25.05.2000.
8. Следует обратить внимание и на проблему наказуемости соучастия в процессе совершения деяний в данной сфере, о чем также достаточно часто упоминается в международном законодательстве, регламентирующем борьбу с торговлей людьми. В этой связи представляется целесообразным разграничить виды соучастия применительно к различным стадиям преступной деятельности. Аналогичного внимания заслуживает также и возможность применения положений о совокупности преступлений при оценке сложных комплексных конструкций, характеризующих разнообразные сегменты торговли людьми (например, так называемого "суррогатного материнства", "организации незаконной миграции" и др.).
9. Исключительно важное значение имеет четкое определение уголовно-правового понятия "купля-продажа человека". В частности, представляется неприемлемым его толкование некоторыми специалистами как гражданско-правового института. При этом не учитывается, что здесь речь идет не о купле-продаже вообще, безотносительно к ее предмету, а о деянии, запрещенном уголовным законом. Поэтому незаконные деяния по приобретению (купле) запрещенных в свободном гражданском обороте предметов, веществ и т.д. (например, огнестрельного оружия, наркотиков и т.п.), а равно их сбыту (продаже) никакого отношения к гражданско-правовым институтам иметь не могут по определению. Это в чистом виде уголовно-правовая материя. Тождественная ситуация возникает и с куплей-продажей человека (органов, тканей или клеток человека).
При этом нельзя согласиться и с позицией отдельных специалистов, которые ссылаются на необходимость (трудности) доказывать наличие (отсутствие) или переход права собственности на "купленного" человека применительно к тому или иному торговцу людьми (якобы "собственнику" купленного человека). В этой связи представляется, что суть купли-продажи человека (органов, тканей или клеток человека) как уголовно-правовой категории выражается в запрещенной уголовным законом возмездной передаче человека (органов, тканей или клеток человека) в качестве товара одним субъектом преступления другому. При этом право собственности на потерпевшего в подобных ситуациях не возникает (не переходит) и не может возникнуть (перейти) по определению, а употребление в тексте уголовно-правовой нормы термина "сделки" является, на наш взгляд, не совсем корректным. Его целесообразнее заменить термином "деяния". Одновременно необходимо отметить, что "купля-продажа человека" уже понятие "распоряжение человеком", поскольку не включает в себя безвозмездные акты передачи человека (например, путем дарения).
10. Существенным недостатком Протокола N 2 является недооценка его разработчиками самостоятельного характера такого важного сегмента торговли людьми, как рабство, подневольное состояние, институты и обычаи, сходные с рабством. О такой недооценке, в частности, свидетельствует включение основных элементов данного сегмента в содержание другой части торговли людьми - "эксплуатации". А между тем об автономном положении сегмента рабства и сходных с ним состояний могут свидетельствовать известные международно-правовые акты <4>.
--------------------------------
<4> См., напр., Конвенция относительно рабства от 25.09.1926; Дополнительная конвенция ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 07.09.1956; Всеобщая декларация прав человека (ст. 4); Международный пакт о гражданских и политических правах (ст. 8) и др.
Важно при этом отметить, что уголовная ответственность за обращение (содержание) человека в рабство и сходные с ним состояния установлена в международном праве безотносительно к наличию иных дополнительных условий и признаков (купли-продажи, эксплуатации человека и др.). Таким образом, представляется, что при доработке международного законодательства в сфере борьбы с торговлей людьми необходимо более четкое его структурирование, в т.ч. выделение и сохранение в качестве самостоятельного сегмента рабства и сходных с ним состояний.
Данный вопрос имеет существенное практическое значение. К примеру, в законодательстве многих государств (в т.ч. государств - участников СНГ) проблемы, связанные с действием институтов и обычаев, сходных с рабством, не получили надлежащей правовой оценки. Например, запрет деяний, составляющих пережитки местных обычаев (двоеженство или многоженство, выдача замуж девочки, не достигшей брачного возраста, и др.), реализован только в Кыргызской Республике, Республике Таджикистан, Туркменистане и Республике Узбекистан. Кроме того, в Республике Молдова предусмотрена уголовная ответственность за поставление или удержание лица в рабстве или условиях, сходных с рабством. В других государствах - участниках СНГ, где могут существовать благоприятные условия (в т.ч. финансовые, религиозные и др.) для укоренения средневековых пережитков, таких запретов не установлено. В этой связи следует учитывать советский опыт криминализации подобных деяний. Так, в УК РСФСР при отсутствии в СССР политических и социальных условий для существования институтов и обычаев, сходных с рабством, тем не менее имелась глава, предусматривающая ответственность за преступления, составляющие пережитки местных обычаев <5>.
--------------------------------
<5> Уголовный кодекс РСФСР. М.: Юридическая литература, 1990.
11. Серьезным изъяном рассматриваемого международного законодательства является отсутствие четкого определения понятия "эксплуатация", несмотря на широкое и повсеместное его использование.
Эксплуатация человека представляет собой исключительно сложное, комплексное криминологическое явление, полное отражение которого одной уголовно-правовой нормой практически невозможно. При этом необходимо четко и однозначно различать эксплуатацию человека как деятельного, разумного биологического существа и эксплуатацию неодушевленных предметов (зданий, сооружений и т.п.). Подобное различение принципиально и обусловлено важностью понимания эксплуатации человека только как незаконного присвоения результатов его подневольного труда или потребления оказываемых им, как правило, подневольных услуг. Поэтому, если рассматривать данный феномен в целом, в качестве комплексной криминологической категории, то его можно определить как запрещенные законом деяния по присвоению результатов разнообразной (физической, физиологической, интеллектуальной и др.) подневольной деятельности другого лица либо потреблению оказываемых другим лицом платных услуг <6>. К эксплуатации следует также отнести изготовление или оборот порнографических изображений реального лица (модели ребенка) либо привлечение ребенка к работе, которая по своему характеру или условиям труда может нанести вред его здоровью, безопасности или нравственности.
--------------------------------
<6> Исключительным случаем является установление Федеральным законом от 28.12.2013 N 380-ФЗ уголовной ответственности за получение сексуальных услуг несовершеннолетнего, где признак подневольности может отсутствовать (ст. 240.1 УК РФ).
12. Большое значение приобретает также правильное уяснение категории "вынужденный труд". Это сравнительно новый массовый феномен в развитии человечества. В отличие от понятий обязательного или принудительного труда, которые отражают модель открытого "внешнего принуждения", современная разновидность подневольного труда - явление более тонкое, изощренное, но тем не менее по-прежнему средневековое и крайне опасное. Суть его состоит в особом, внутреннем механизме принуждения, обусловленном бедственными условиями жизни потенциальных жертв эксплуатации, которые вынуждены идти на риск обращения себя в положение невольника с широким диапазоном последствий: от сравнительно терпимых условий подневольного труда до самых ужасных, "классических" форм рабства <7>. Уязвимым положением потенциальных жертв корыстно пользуются торговцы людьми, системно организующие незаконную миграцию и получающие сверхдоходы от нее. При этом данные деяния квалифицируются во многих государствах как преступления небольшой тяжести, с чем вряд ли можно согласиться.
--------------------------------
<7> Подобная сложившаяся практика - прямое обвинение властям, не способным обеспечить нормальные человеческие условия жизни своим гражданам.
С учетом отмеченного необходимо более четко прописать эту новую форму вынужденного рабства, широко используемую сейчас в производственной и иной деятельности в государственном или частном секторе. Важно максимально ужесточить ответственность торговцев людьми за коммерческую организацию незаконной миграции, рассматривая ее (с учетом широкой гласности негативных последствий данного феномена) как тяжкое преступление, направленное на обращение потенциальных жертв торговли людьми в подневольное состояние, а равно умышленное создание благоприятных условий для последующей их эксплуатации.
Литература
1. Протокол о предупреждении и пресечении торговли людьми, особенно женщинами и детьми, и наказании за нее, дополняющий Конвенцию ООН против транснациональной организованной преступности, от 15.11.2000.
2. Уголовный кодекс Российской Федерации. М.: "Проспект", 2012.
3. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами от 02.12.1949.
4. Факультативный протокол к Конвенции ООН о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, от 25.05.2000.
5. Конвенция относительно рабства от 25.09.1926.
6. Дополнительная конвенция ООН об упразднении рабства, работорговли и институтов и обычаев, сходных с рабством, от 07.09.1956.
7. Всеобщая декларация прав человека от 10.12.1948.
8. Международный пакт о гражданских и политических правах от 19.12.1966.
9. Уголовный кодекс РСФСР. М.: "Юридическая литература", 1990.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.