Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Международное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПАРЛАМЕНТСКИЕ ВЫБОРЫ 1938 Г. И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ЮЖНО-АФРИКАНСКОГО СОЮЗА В КОНТЕКСТЕ МЮНХЕНСКОГО КУРСА ВЕЛИКОБРИТАНИИ
Е.А. МАКАРОВА
Согласно Конституции Южно-Африканского Союза, принятой в 1910 г., депутаты парламента и, в частности, его нижней палаты - Палаты Ассамблеи - избирались на пять лет. Последние выборы проходили в 1933 г., когда к власти пришла вновь созданная Объединенная партия Дж. Херцога - Я. Смэтса. Срок полномочий старого парламента подошел к концу, и всеобщие выборы необходимо было провести не позднее мая 1938 г. Палата Ассамблеи официально была распущена 11 апреля, и выборы назначены на 18 мая <1>.
--------------------------------
<1> Stultz N.M. Afrikaner Politics in South Africa, 1934 - 1948. Berkeley, 1974. P. 55.
В исследованиях внутренней и внешней политики страны анализу предвыборной борьбы и результатов выборов в сложном с точки зрения напряженности международной обстановки в Европе году уделяется такое большое внимание не случайно. Безусловно, что от результатов выборов зависело, какая партия получит наибольшее число мест в законодательном органе власти и, следовательно, какую внутреннюю и внешнюю политику будет проводить новый парламент. Однако еще одним фактором повышенного внимания исследователей внешнеполитического курса ЮАС к этому вопросу является тот факт, что если борьба за места в парламенте на предыдущих выборах основывалась на отношении кандидатов к внутренним проблемам <2>, то результаты нынешних зависели от политики различных партий в области кооперации с Великобританией, взаимоотношений с Германией, решения колониального вопроса и т.д.
--------------------------------
<2> В те годы требовали ответа вопросы о национальном согласии, гимне, билингвальности, выходе из экономического кризиса и т.д.
В историографии, изучающей внешнеполитические аспекты отношений внутри Британского Содружества Наций и события сентября 1938 г., существуют две тенденции. Сторонники курса Н. Чемберлена на активное умиротворение агрессоров оправдывают действия британского кабинета, прежде всего, ссылками на мнения доминионов и определяют позиции последних как решающий фактор, влияющий на формирование политики Великобритании в то время <3>. При этом они явно преувеличивают значение мнений правительств доминионов, и в частности Южной Африки, для Лондона. По их мнению, категоричность политиков Содружества ставила Чемберлена перед выбором: прислушиваться к их мнению и строить политику в соответствии с позицией доминионов или вести собственный курс и тем самым разрушить единство Содружества Наций.
--------------------------------
<3> Lord Halifax. Fullness of Days. London, 1957. P. 198: Lord Templewood. Nine Trouble Years. London, 1954. P. 323.
Противоположная точка зрения присуща критикам мюнхенского курса, которые в основном не принимали в расчет мнение остальной части империи и придерживались того мнения, что доминионы, как и раньше, в любом случае последовали бы за метрополией <4>.
--------------------------------
<4> Eden A. The Reckoning. London, 1965. P. 24.
Скорее всего, истина лежит здесь где-то посередине. Британия имела крупные капиталовложения за пределами Европы. И несомненно, участие доминионов в возможной войне на стороне метрополии было в ее насущных интересах. Но ситуация в самих странах Содружества изменилась, и гарантий, что все снова повторится, как в 1914 г., когда доминионы автоматически вступили в войну вслед за метрополией, никто дать не мог. Именно поэтому Лондон, проводя политику умиротворения агрессоров, оправдывал себя позицией доминионов, которые, находясь на почтительном расстоянии от таких "импульсивных" личностей, как Муссолини и Гитлер, не желали втягивать свои страны в новую войну и предлагали не только лояльно относиться к агрессору, но даже делать шаги навстречу. И основным проводником такой политики была Южная Африка.
Комплекс взаимоотношений доминиона с метрополией невозможно рассматривать без учета трансформации государственно-правового статуса отдельных частей Содружества после Первой мировой войны. Правительства доминионов подписали Версальский договор от своего имени. Доминионы были приняты в Лигу Наций в качестве самостоятельных государств. На имперских конференциях 1926 и 1930 гг. Вестминстерским статутом 1931 г. была официально признана полная самостоятельность доминионов в вопросах внутренней и внешней политики и их равенство с метрополией в государственно-правовом смысле. На практике это выражалось в праве парламентов доминионов самим решать вопрос о вступлении в возможную войну, в которой примет участие Великобритания.
Для Лондона ЮАС был важной составной частью империи как в экономической сфере, так и в вопросах обороны. Вследствие этого метрополия в течение всего предвоенного десятилетия искала пути для заключения общего соглашения в различных областях внешней политики.
Однако широкое движение за полную независимость ЮАС от метрополии, которое возглавляли националисты, составляло сильную оппозицию англоязычным сторонникам традиционных связей с метрополией. Националисты стояли у власти в конце 1920 - 1930-х гг., и, когда последствия мирового экономического кризиса в стране вынудили лидера Националистической партии генерала Дж. Херцога принять коалицию с главой Южно-Африканской партии Я. Смэтсом и образовать новую Объединенную партию, их лидер Д. Малан не согласился с таким поворотом событий. Он создал в 1934 г. так называемую Очищенную националистическую партию, в рядах которой в 30-е годы находились многие политические деятели ЮАС и которая оказала большое влияние на внутреннюю и внешнюю политику правительства.
На другом конце политических приоритетов стояла партия Доминиона, возглавляемая полковником К. Сталлардом. Партия была создана в том же 1934 г., что и Очищенная националистическая партия для защиты англо-африканских интересов. Партию часто называют Юнионистской, так как ее целью был тесный союз Южной Африки с Британией и остальным Содружеством. И если надежды маланистов на политику нейтралитета и более близкие отношения с Германией возлагались на премьер-министра, то сталлардистам нужен был английский фельдмаршал Ян Смэтс.
Прогерманская направленность кабинета генерала Херцога была хорошо известна британскому кабинету. Еще на имперской конференции 1937 г. премьер-министр доминиона во всеуслышание обвинял Версальский договор за установление диктаторских режимов в Германии и Италии и утверждал, что мир в Европе мог быть гарантирован только тогда, когда Британия будет готова сблизиться с Германией с сердечным теплом и терпением <5>.
--------------------------------
<5> Ovendale R. Appeasement and the English Speaking World. Cardiff, 1975. P. 42.
Ко времени выборов в Палату Ассамблеи сильную оппозицию Объединенной партии составляла, как и следовало ожидать, Очищенная националистическая партия во главе с доктором Маланом. Главным пунктом их предвыборной программы являлось отношение к участию страны в назревающем международном конфликте. В отличие от лидеров правящей партии, они рассчитывали на полный нейтралитет ЮАС не только в войне за интересы центрально- и восточноевропейских государств, но и вообще за невмешательство Союза в любую войну, в которой, возможно, примет участие Великобритания. Маланисты совершили, таким образом, тактическую ошибку, не принимая в расчет тот факт, что почти половина белого населения доминиона была англоговорящей и сохраняла традиционное дружественное отношение к метрополии, что и показали результаты выборов.
Кроме этого, в их предвыборной программе стояли и внутренние проблемы, в частности вопросы пересмотра самой конституции доминиона и учреждение республики. Но главным пунктом нападок маланистов было опасение, что Объединенная партия, большое число лидеров которой лояльно, с их точки зрения, относились к Содружеству, не могла не втянуть Южную Африку в войну.
Правящая объединенная партия подошла к выборам, проведя свою предвыборную кампанию стратегически правильно. Во-первых, ее лидеры вели агитацию в русле так называемых плодов коалиции, т.е. делался акцент на достижениях коалиционного правительства Херцога - Смэтса в сближении интересов англоговорящей части населения и африканерской. Во-вторых, успеху способствовало развитие международной ситуации и шаги, предпринятые правительством в последние месяцы. Желающим получить убедительные доказательства того, что Союз не допустит повторения 1914 г., когда доминион автоматически вступил в войну на стороне Британии, представлялись неоднократно в последних заявлениях Херцога о неучастии Южной Африки в войне за европейскую гегемонию. И аншлюс Австрии, как пример тому, не вызвал бурной реакции в доминионе. Поиск шагов на пути улучшения отношений Союза с Германией дал Херцогу голоса прогермански настроенных кругов населения.
С другой стороны, обещания Смэтса и выступления генерала Херцога на имперской конференции 1937 г., что, если непосредственно самой метрополии будет угрожать опасность, все доминионы, и в том числе Южная Африка, будут стоять на ее стороне, открывали перспективы для последователей традиционной политики Содружества. Волнения же в колониях были успокоены заверениями, что правительство не планирует передачу мандатов на эти территории другой державе <6>.
--------------------------------
<6> Round Table. N 106. P. 446.
Схема коалиции допускала некоторое расхождение во взглядах между Херцогом и Смэтсом. И это также было использовано в предвыборной борьбе. Задетые отказом участвовать в любых внешнеполитических акциях метрополии патриотические чувства англоговорящих южноафриканцев были успокоены рассуждениями Смэтса об огромной вероятности следования доминиона за Лондоном, если тот позовет. На выступлении с речью в порту Элизабет Смэтс заявлял, что "политика Южной Африки - стоять за своих друзей верно и честно... Когда придет время, не будет никаких колебаний" <7>.
--------------------------------
<7> Mansergh N. A Survey of British Commonwealth Affairs 1931 - 1939. Problems of External Policy. London, 1952. P. 254.
На тех территориях, где были традиционно сильны африканерские взгляды, и в националистических кругах выступал премьер-министр Херцог и убежденно доказывал, что вопрос о вступлении в любую войну есть прерогатива парламента, что и в нынешнем законодательном органе, и в правительстве было большое число сторонников нейтралитета и усиления независимости и суверенитета Южной Африки.
Результаты выборов показали, что лидеры Объединенной партии выбрали правильную тактику. Объединенная партия победила с большим преимуществом, выбив почву из-под ног Националистической партии и партии доминиона, и заняла в парламенте 111 мест из 150. Партия доктора Малана заняла 27 мест. Даже в Трансваале, где Малан рассчитывал набрать наибольшее количество голосов, лишь 75 тыс. голосов было отдано за его партию, а 185 тыс. за коалицию. Восемь мест получила партия доминиона, которая занимала ярко выраженную пробританскую позицию. Четыре кресла заняли лейбористы и социалисты <8>. Таким образом, курс, проводимый лидерами коалиционного правительства, был одобрен большинством белого населения страны, которое имело избирательные права <9>.
--------------------------------
<8> В состав парламента входят 153 депутата, но три из них были избраны в 1937 г., и срок их полномочий истекал лишь через четыре года // Round Table. N 112. P. 845.
<9> В Кейпе и Натале избирательное право имели и цветные, хотя избранными в парламент могли быть только европейцы // Там же. С. 842.
Однако дискуссии о перспективах внешней политики доминиона и метрополии продолжались и после выборов. Особенно интересна для исследователей позиция лидеров ЮАС в сентябре 1938 г. накануне Мюнхенского соглашения. Премьер-министр Херцог повторял свою приверженность нейтралитету, утверждая, что территорию доминиона никому не будет позволено использовать <10>.
--------------------------------
<10> Pirow O.J. B.M. Hertzog. Cape Town, 1958. P. 226.
Из личной переписки Яна Смэтса становится ясно, что в 1938 г. он был на стороне политики Чемберлена и отказа Британии от поддержки Чехословакии. Британия, по его мнению, должна строить свой внешнеполитический курс очень осмотрительно, так как Лондон знает, что все доминионы относятся негативно к осложнениям в Европе <11>. Эту позицию Смэтса поддерживал и генерал-губернатор Южной Африки Патрик Дункан <12>.
--------------------------------
<11> Ovendale R. Appeasement... P. 131.
<12> Ibid. P. 131 - 132.
Еще одним деятелем, игравшим огромную роль во внешней политике Южной Африки, был министр обороны Освальд Пироу. Седьмого сентября он выступил с речью в Палате Ассамблеи. По его мнению, нельзя принимать крайние точки политики - нейтралитет при любых обстоятельствах и автоматическое вступление в войну на стороне метрополии. Министр обороны был активным прогерманским политиком, и поэтому его точка зрения была на стороне африканерских лидеров <13>.
--------------------------------
<13> Mansergh N./ed./Documents and Speeches on British Commonwealth Affairs 1931 - 1952. Vol. 1. London - New-York - Toronto, 1953. P. 437.
Дебаты в парламенте в августе - сентябре и дискуссии внутри Кабинета министров в Претории стали известны официальному Лондону. Это дало метрополии дополнительные аргументы в проведении мюнхенского курса. Каждый шаг британского премьер-министра в ходе подготовки к Мюнхенскому соглашению одобрялся правящими кругами Южной Африки. 17 сентября, после возвращения Чемберлена из Берхтесгадена, премьер-министр получил телеграмму от Херцога, в которой выражалось восхищение сделанными шагами в направлении общего умиротворения <14>.
--------------------------------
<14> Ovendale R. Appeasement... P. 166.
События в Европе двигались с невообразимой скоростью к пропасти. Однако любое действие Гитлера воспринималось на ура ультраправыми в Южной Африке. Общественное мнение страны практически поддерживало политику нейтралитета. Патриотический пыл населения достиг своего апогея. Год Мюнхена - это год празднования столетия "Великого Трека", символа движения за независимость и суверенитет. В августе 1938 г. началось движение нового Трека по маршруту, проделанному в прошлом столетии. Конечно, это было не настоящее, а чисто фестивальное шествие, но оно проложило путь для подъема бурского национализма во всей стране. Подражая предкам, многие африканеры одевались как участники Трека, растили бороды, распевали национальные песни. Идея окс-вагона (повозки на волах), который медленно и тяжело шел на большое расстояние и через годы, для националистов была аналогична движению страны на пути к независимости <15>.
--------------------------------
<15> Kruger D.W. The Making of a Nation. A history of the Union of South Africa, 1910 - 1961. Johannesburg - London, 1969. P. 190.
28 сентября на заседании Кабинета Херцог предложил принять декларацию о нейтралитете на случай войны в Европе, в которой Англия будет одной из воюющих сторон. Основные положения декларации были следующие:
1) отношения между Южно-Африканским Союзом, метрополией и с остальными частями Содружества останутся неизменными;
2) обязательства, взятые на себя ЮАС перед Великобританией и по Уставу Лиги Наций, будут выполнены;
3) никакому государству не будет позволено использовать территорию Союза в целях, предназначенных нарушать эти взаимоотношения и обязательства;
4) правительство Южной Африки заявляет о нейтралитете своей страны в случае возникновения европейского военного конфликта.
Кабинет единогласно принял данную декларацию <16>. Общественное мнение страны было на стороне правительства. Даже та часть прессы, которая критиковала политику умиротворения Чемберлена, перешла на более спокойный, примирительный тон.
--------------------------------
<16> Mansergh N. Documents and Speeches... Vol. 1. P. 420.
После подписания Мюнхенского соглашения Чемберлен, выступая 3 октября в палате общин, заявил, что "правительства доминионов разделяли все наши тревоги и все наши надежды. Они радуются вместе с нами, что мир защищен" <17>.
--------------------------------
<17> Documents on British Foreign Policy, 1919 - 1939, third series. London. Vol. 1. P. 601.
В Претории действительно ликовали. Херцог послал поздравительную телеграмму Чемберлену и заявлял, что тот принес мир на следующие 50 лет. Смэтс рассматривал Мюнхенское соглашение как полный триумф <18>.
--------------------------------
<18> Ovendale R. Appeasement... P. 169.
Возможно, доминионы сыграли даже более значительную роль, чем Чемберлен оценил в парламенте. В Лондоне осознавали, что война вокруг Чехословакии могла означать распад Содружества. Британия нуждалась в своих доминионах, и не считаться с их мнением было нельзя. В то же время политика каждого доминиона, и Южной Африки в особенности, не только не шла вразрез с официальным курсом Н. Чемберлена, но и приветствовала все шаги, которые делала Британия на пути активного умиротворения агрессора в Европе. И Чемберлен использовал эту прогерманскую позицию ЮАС как дополнительный аргумент в поддержку мюнхенского курса.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Международное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.