Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ГАРАНТИИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ОТ ДЕЙСТВИЙ ПУБЛИЧНЫХ (ВЛАСТНЫХ) СУБЪЕКТОВ
О.В. ПАНКРАТОВА
Конституция Российской Федерации как закон прямого действия предоставила практически неограниченное право обращения в суд гражданам и другим субъектам правоотношений с заявлением об оспаривании действий (бездействия), решений всех органов власти и управления, должностных лиц и государственных служащих (ч. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации) <1>.
--------------------------------
<1> Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). URL: http://www.pravo.gov.ru (дата обращения: 06.03.2023).
В Российской Федерации к специальным правовым гарантиям соблюдения и защиты прав граждан можно отнести принцип разделения властей, обеспечивающий распределение властных полномочий между различными ветвями государственной власти. Данный принцип не допускает сосредоточения функций различных ветвей власти в одном органе <2>. Гарантиями соблюдения законности, обеспечивающими защиту от произвола должностных лиц органов власти, являются такие виды ответственности, как дисциплинарная, гражданская, административная, уголовная. В случае если должностные лица совершили нарушения публичных прав граждан, не связанных ни с имущественным вредом, ни с совершением преступления, гарантией защиты прав граждан от неправомерных действий власти будет являться административная юстиция.
--------------------------------
<2> Постановление Конституционного Суда РФ от 29 мая 1998 г. N 16-П "По делу о проверке конституционности части 4 статьи 28 Закона Республики Коми "О государственной службе Республики Коми" // СПС "КонсультантПлюс".
Административная юстиция как институт правового государства возникает тогда, когда отношения между государством и гражданином носят правовой характер, когда закон обязателен как для подвластного, так и для власти <3>. Сущность административной юстиции состоит в судебной проверке оспариваемых действий (бездействия) публичных (властных) субъектов в целях защиты конституционных прав граждан, организаций.
--------------------------------
<3> Симонян С.Л. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений: учебное пособие. Ростов н/Д: Южный федеральный университет, 2010. С. 4.
Возможность оспаривания действий и решений публичных субъектов предусмотрена в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и в главе 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В случае удовлетворения административного иска о признании действий (бездействия) публичных субъектов незаконными административный истец имеет возможность последующего возмещения ущерба, причиненного оспариваемым решением, в соответствии со ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации <4>. Следовательно, решения судов по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, будут иметь преюдициальное значение при рассмотрении исковых заявлений о взыскании компенсации в порядке гражданского судопроизводства за вред, причиненный государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами.
--------------------------------
<4> Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 08.07.2021) // СПС "КонсультантПлюс".
Персональная административная ответственность должностных лиц публичной власти предусмотрена ст. 5.39, 5.59 и 5.63 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение конституционных прав граждан: на получение информации, на рассмотрение обращений, нарушения законодательства об организации предоставления государственных и муниципальных услуг <5>. Вместе с тем практика применения указанных норм административного права носит лишь декларативный характер.
--------------------------------
<5> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СПС "КонсультантПлюс".
Например, ст. 5.59 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность для государственных органов и органов местного самоуправления при формальном ответе на обращение, без намерения разобраться и удовлетворить интересы и потребности заявителя, либо вообще при отсутствии ответа. Практика свидетельствует, что в подавляющем большинстве подобных случаев граждане выбирают именно бездействие, потеряв надежду после такого "ответа" на их обращение на саму возможность и желание компетентных органов и должностных лиц решить их вопрос. По данным некоторых исследователей, возникновение споров, которые могут повлечь привлечение к административной ответственности за указанное административное правонарушение, происходит не более чем в 1% случаев от общего количества рассматриваемых публичными (властными) субъектами обращений граждан <6>.
--------------------------------
<6> Симорот С.Ю., Ильиных К.Ю. Некоторые вопросы правового регулирования и практической реализации законодательства о рассмотрении обращений граждан // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы 2-й Международной научно-практической конференции. Хабаровск, 2018. С. 4.
Уголовный кодекс Российской Федерации содержит обширный массив составов преступлений, охватывающих все основные сферы осуществления публичной власти. В главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления <7>.
--------------------------------
<7> Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ред. от 18.03.2023) // СПС "КонсультантПлюс".
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, удельный вес осужденных, в отношении которых вступили в законную силу приговоры за совершение преступлений, предусмотренных ст. 285 - 293 главы 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, на протяжении последних пяти лет практически не изменился: в 2017 г. из числа лиц, признанных судами виновными в совершении преступлений, предусмотренных главой 30 Уголовного кодекса Российской Федерации, 74,0% осуждено за взяточничество по ст. 290 - 291.1 Уголовного кодекса Российской Федерации <8>.
--------------------------------
<8> Обзор судебной статистики о деятельности федеральных судов общей юрисдикции и мировых судей в 2021 году // Официальный сайт Судебного департамента при Верховном Суде РФ. URL: http://www.cdep.ru/userimages/Obzor_o_rassmotrenii_del__sudami_obschey_yurisdiktsii__v_2021_godu.pdf (дата обращения: 06.03.2023).
Таким образом, судебная статистика иллюстрирует увеличение числа преступлений за взяточничество. Вместе с тем граждане очень часто не защищены от произвола отдельных государственных чиновников. При этом чувство безответственности способствует недобросовестному и неправомерному поведению при осуществлении государственных функций, а последствия от действий (бездействия) публичных (властных) субъектов носят зачастую крайне неблагоприятный характер.
Ярким примером может являться дело гражданина Ш., обратившегося в суд с заявлением о признании незаконным отказа органа местного самоуправления в предоставлении жилого помещения взамен утраченного в связи с пожаром. Итоговую точку в сложившейся ситуации поставила
Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Российской Федерации, которая в своем Постановлении указала, что гражданин Ш. более 12 лет состоял в списке очередности граждан, у которых жилье пострадало от пожара, и впоследствии органом местного самоуправления незаконно был из него исключен <9>.
--------------------------------
<9> Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (утвержден Президиумом Верховного Суда РФ 1 июня 2022 г.) // СПС "КонсультантПлюс".
Таким образом, налицо существенное нарушение публичными (властными) субъектами прав граждан, повлекшее крупный ущерб <10>. По аналогии с материальной ответственностью, предусмотренной ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации (о которой мы говорили выше), итоговый судебный акт по административному делу может являться преюдициальным основанием для возбуждения уголовного дела. К тому же, на наш взгляд, инициатором направления в следственный орган материалов для проведения проверки в порядке ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации должен стать суд, рассматривающий административное дело.
--------------------------------
<10> Уголовный кодекс Российской Федерации (примечание к ст. 293 УК РФ: "Крупным ущербом в настоящей статье признается ущерб, сумма которого превышает один миллион пятьсот тысяч рублей, а особо крупным - семь миллионов пятьсот тысяч рублей") // СПС "КонсультантПлюс".
На практике в случае признания субъективных публичных прав нарушенными защищать их сложнее, чем частные, так как при этом затрагивается государство, а оно не склонно само себя осуждать <11>. Пришло время упорядочить использование в публичном праве категории добросовестности.
Представитель публичной власти не должен злоупотреблять своими полномочиями при осуществлении государственных функций. При этом презумпция вины властного субъекта должна сопровождаться презумпцией невиновности подчиненного лица.
--------------------------------
<11> Морандьер Ж. Гражданское право Франции. В 3 т. Т. 1. М., 1958. С. 47.
При возникновении вопроса об ответственности должностных лиц необходимо перестать использовать комбинированное понятие вины как психического отношения к содеянному. Следует закрепить правило об ответственности публичных (властных) субъектов перед частными лицами при совершении актов власти, в том числе без вины. Кроме того, для дел, касающихся недобросовестного осуществления властных полномочий, должны быть введены специальные сроки давности.
Несомненно, предоставленная законодателем возможность оспаривания актов властных органов в суд в порядке административного судопроизводства свидетельствует о существенном прогрессе, достигнутом за последнее десятилетие. Однако гарантии защиты от произвола необходимо совершенствовать и повышать. Следует унифицировать регулирование судебного обжалования по Кодексу административного судопроизводства Российской Федерации, Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях, в особых случаях (с учетом последствий действий (бездействия) публичных (властных) субъектов) необходимо ставить вопрос о привлечении последних к уголовной ответственности.
Литература
1. Морандьер Ж. Гражданское право Франции. В 3 томах. Т. 1 / Ж. Морандьер. Москва: Издательство иностранной литературы, 1958. 742 с.
2. Симонян С.Л. Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений: учебное пособие / С.Л. Симонян. Ростов-на-Дону: Южный федеральный университет, 2010. 269 с.
3. Симорот С.Ю. Некоторые вопросы правового регулирования и практической реализации законодательства о рассмотрении обращений граждан / С.Ю. Симорот, К.Ю. Ильиных // Актуальные вопросы юридической науки и практики: материалы 2-й Международной научно-практической конференции (г. Хабаровск, 5 декабря 2018 г.): сборник научных трудов / ответственный редактор В.Е. Степенко. Хабаровск: Тихоокеанский государственный университет, 2018. С. 3 - 6.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.