Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Конституционное право России. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РЕАЛИЗАЦИЯ УСТОЙЧИВОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА (КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ)
В.Д. МАЗАЕВ
Введение. В процессе определения правового содержания такой многоплановой конституционной категории, как "устойчивый экономический рост", необходимо исходить из главного - нормативной природы всех положений Конституции и их прямого действия. Характер воздействия конституционных предписаний обусловливается особенностями различных видов ее норм и спецификой правового содержания тех понятий, которые используются в качестве инструментов регулирования. Особенно сложными для предметного правового наполнения являются категории мировоззренческого, нравственного, экономического и социального характера.
Расшифровка содержания конституционных конструкций экономического характера обязывает исследователей и законодателя обращаться к исходным экономическим понятиям, междисциплинарному анализу вопросов права и экономики, а также смежных с ними явлений и смыслов. Реализация нормы Конституции РФ "создание условий для устойчивого экономического роста" предполагает обращение не только к высокому ценностному ряду правовой абстракции, но и к предельной конкретизации экономического потенциала этого положения, ведь за ним стоят конституционное обязательство государства и надежда граждан на повышение общего блага.
В связи с этим задачами данной статьи являются определение природы и особенностей осуществления рассматриваемой конституционной нормы; выявление правовой определенности понятия устойчивого экономического роста; рассмотрение возможностей и подходов к "капитализации" содержания этого положения в решениях Конституционного Суда РФ и российского законодателя.
Действие, реализация и цель конституционной нормы об устойчивом экономическом росте. Понятие прямого действия Конституции РФ, закрепленное в ч. 1 ст. 15 Конституции РФ, на первый взгляд сняло остроту старой научной проблемы непосредственного и опосредованного осуществления конституционных предписаний <1>. Непосредственное действие предполагает возможность практического осуществления положений Конституции. Однако оно не означает их прямое воплощение в поведении субъектов. Непосредственная реализация, как правило, характерна для конкретных предписаний. Реализация норм общего характера (норм-принципов, норм-целей, норм-задач и т.п.) предполагает дополнительные стадии, способы реализации. Для полного претворения в жизнь конституционных положений требуется принятие нормативных актов, конкретизирующих их содержание <2>. Реализация выступает определенной ступенью конституционного воздействия, представляет его результативную часть. Нормы Конституции имеют прямое действие, но претворяются в жизнь в формах полной и неполной реализации. Результатом осуществления любых норм права является достижение правомерного поведения субъектов права <3>, посредством которого достигаются определенные социальные результаты. Эти результаты предопределяются целями правовых положений. Поэтому реализацию конституционного предписания следует понимать как достижение цели, которую оно преследует. В процессе реализации цель нормы определяет смысл, направление и характер данного процесса <4>.
--------------------------------
<1> См., например: Гаджиев Г.А. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. N 12; Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. N 1; Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. N 6; Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000; Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000; Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001. С. 111 - 135; Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
<2> См.: Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. 5-е изд. Т. 1. М., 2014. С. 320.
<3> См., например: Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973. С. 8.
<4> См.: Трубников Н.Н. О категории "цель", "средство", "результат". М., 1968. С. 146.
Положение ст. 75.1 Конституции РФ, закрепляющее создание условий для устойчивого экономического роста, является нормой общего характера, так как ее правовое воздействие отличается обобщенным, абстрактным характером. Осуществление данной нормы также требует учета ее видовых особенностей. По мнению А.А. Афанасьева, в Конституции РФ и в законодательстве понятие "устойчивый экономический рост" не раскрывается, до конца неясна правовая природа подобных понятий - это конституционные принципы, ценности или реальные стратегические задачи государственного развития <5>? Г.А. Гаджиев рассматривает данное понятие в ряду новых конституционных ценностей <6>.
--------------------------------
<5> См.: Афанасьев А.А. Местное самоуправление и конституционная реформа - 2020 // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 5.
<6> См.: Гаджиев Г.А. Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического роста с точки зрения юридической капитализации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 1. С. 17.
Нельзя согласиться с тем, что норма ст. 75.1 Конституции РФ является исключительно конституционной ценностью. Несомненно, ценностный подход занимает важное место в современном истолковании конституционных норм <7>. Вместе с тем этот подход "представляется не самым удачным инструментом для раскрытия их содержания" <8>. В раскрытии конституционных ценностей возможен большой разброс в оценке тех или иных значимых правовых явлений со стороны различных участников конституционно-правовых отношений. Особенно это касается конституционных обязательств государства по экономическому росту и повышению уровня жизни, где ценностный подход может приводить к нивелированию нормативного конституционного потенциала этой нормы.
--------------------------------
<7> См.: Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. N 12. С. 14 - 15.
<8> См.: Конституционализм: универсальное и национальное измерения: монография / под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М., 2022. С. 28 - 29.
Норму ст. 75.1 Конституции РФ нельзя отнести и к принципам как исходным началам конституционного регулирования, таким как, например, разделение властей или равноправие субъектов Федерации. Эта норма близка к нормам-задачам, но ее формулировка отличается большей обобщенностью - создание условий для экономического роста нацеливает на вектор деятельности, а не на решение задачи. В целом ее можно рассматривать как норму-цель. Так, в качестве основы общественного строя (и экономической системы в частности) была закреплена норма ст. 15 Конституции РСФСР, в которой провозглашалась высшая цель общественного производства при социализме - наиболее полное удовлетворение растущих материальных и духовных потребностей людей <9>. Вместе с тем формулировка "создание условий для устойчивого экономического роста" имеет сложный и недостаточно определенный понятийный ряд для конкретного целеполагания (создание, условия, экономический рост). Если бы в ней были слова "обеспечение устойчивого экономического роста", то логика нормы-цели была бы выражена более предметно. Поэтому данную норму можно рассматривать как норму-ориентир.
--------------------------------
<9> Подробнее см.: Ржевский В.А. Общественный строй развитого социализма. М., 1983. С. 200.
Помимо характера правового регулирования особенности конституционной нормы ст. 75.1 предопределяются заложенной в ней целью. Данная норма закрепляется в гл. 3 "Федеративное устройство", в которой представлена модель федеративных отношений в Российском государстве. В статье 75 Конституции РФ содержатся нормы, закрепляющие гарантии единства экономической системы Российской Федерации (ч. 1 - 4 - единая денежная единица, монополия эмиссии денег, федеральные налоги и бюджет, государственные займы и т.д.) и единые социальные гарантии граждан Российской Федерации (ч. 5 - 7 - минимальный размер оплаты труда, единые принципы пенсионного обеспечения, порядок индексации пенсий, единые гарантии социального страхования и т.д.). В норме ст. 75.1 также продолжена логика целей ст. 75 - закрепление ряда ориентиров и общих обязательств Российской Федерации в проведении экономической и социальной политики в рамках единого федеративного пространства. В качестве одного из ориентиров закрепляется создание условий для устойчивого экономического роста страны и повышения благосостояния граждан.
Статья 75.1 Конституции РФ сформулирована таким образом, что устойчивый экономический рост устанавливается в совокупности с иными целями (ориентирами) государства - повышение благосостояния граждан, гарантии достоинства граждан и уважение человека труда, социальное партнерство, экономическая, политическая и социальная солидарность.
Цель создания условий для устойчивого экономического роста неразрывно связана с иными конституционными целями и интересами и прежде всего с положениями преамбулы и норм гл. 1 Конституции РФ: интересы многонационального народа, человек как высшая ценность, демократическое общество, суверенное государство, а также благополучие и процветание (преамбула); достойная жизнь и свободное развитие человека (ч. 1 ст. 7); свобода экономической деятельности (ч. 1 ст. 8). Создание условий для экономического роста должно рассматриваться и осуществляться в общей системе указанных конституционных целей и интересов. На это положение указал Конституционный Суд РФ в заключении от 16 марта 2020 г. N 1-З, отметив, что конституционное понятие "устойчивый экономический рост" должно толковаться во взаимосвязи с иными конституционными положениями.
Итак, конституционную норму о создании условий устойчивого экономического роста можно отнести к нормам-ориентирам, ее прямое действие требует дополнительных этапов и средств правового регулирования. Реализация данного предписания ориентирует органы публичной власти на более результативное проведение экономической и социальной политики, а также на укрепление единства экономической системы в федеративном государстве.
Экономический рост, устойчивый экономический рост, экономическое развитие, устойчивое развитие. Выявление конкретного содержания конституционного положения о создании условий устойчивого экономического роста осложняется неоднозначностью категории устойчивого экономического роста как в праве, так и в экономике. По мнению Г.А. Гаджиева, такое понятие, как "устойчивый экономический рост", можно сравнить со стенографическими знаками, которые в свернутом виде содержат отсылку к большим пластам информации о фундаментальных социальных идеях <10>. Но эти пласты информации должны быть представлены в отечественной правовой и экономической доктринах. Содержание устойчивого экономического роста практически не определяется в конституционно-правовых актах. Оно прежде всего исходит из его экономической природы, и поэтому правовой анализ данной категории безусловно должен быть основан на базовых экономических определениях экономического роста.
--------------------------------
<10> См.: Гаджиев Г.А. Новые конституционные ценности... С. 17.
Создание условий для устойчивого экономического роста, приращения капитала, общественного богатства является важнейшей целью любого правительства современных государств. В ряде конституций зарубежных государств используются понятия экономического развития, экономического роста, благополучия общества, граждан. Так, в Конституции Испании органы власти создают благоприятные условия для социального и экономического развития в рамках политики экономической стабильности (ст. 40); в Конституции Швейцарии целью государства признается содействие благосостоянию и устойчивому развитию общества (ст. 2); в Конституции Хорватии государство содействует экономическому прогрессу и экономическому развитию всех своих территорий (ст. 49); в Конституции Боливии экономическая система должна быть направлена на обеспечение условий, достойных человека (ст. 132); в Конституции Турции государство выполняет свои обязательства в социальной и экономической областях с учетом сохранения экономической стабильности (ст. 65).
Теория экономического роста - самый сложный раздел экономической науки. У экономистов имеются десятки подходов и определений экономического роста, его устойчивости, условий и факторов роста. Многочисленные авторы теорий экономического роста не претендуют на создание универсальной теории или модели устойчивого экономического роста и его существенных факторов (условий) <11>.
--------------------------------
<11> См.: Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд. Киров, 2004. С. 606 (автор - М.В. Сафрончук).
Если брать во внимание самое простое представление об экономическом росте, то это постоянное увеличение объемов прироста товаров и услуг за определенный период времени <12>. Экономический рост оценивается в основном по количественным показателям роста материального производства и услуг. Формальные показатели экономического роста не всегда дают полную картину приращения общественного блага. Так, сокращение населения дает картину повышения валового внутреннего продукта (ВВП), также экономический рост может достигаться за счет повышения продолжительности рабочего дня или увеличения интенсивности труда, повышения пенсионного возраста и т.п.
--------------------------------
<12> См.: Логвина А.И. Экономический рост и перспективы инновационного развития России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. N 3-2.
Важно учитывать философско-нравственные и даже исторические аспекты стремления к экономическому росту. Экономический рост - это прежде всего приращение материальных благ, что не всегда означает духовное обогащение общества, человека. Нравственный аспект не менее важен в понимании конституционного смысла экономического роста и повышения благосостояния. Так, Л. Эрхард подчеркивал, что стремление к экспансии (экономическому росту) несет опасность того, что люди станут требовать больше благ, чем может дать производство, и тогда стремление к экономическому росту теряет всякое реальное и моральное обоснование <13>.
--------------------------------
<13> См.: Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001. С. 212.
Установка на устойчивый экономический рост не является самоцелью стран с развитыми экономиками. В определенный период времени быстрый и даже отрицательный экономический рост не всегда говорит об экономическом развитии или экономической деградации. Низкие и даже отрицательные темпы роста могут сопровождаться приемлемым для населения стабильным уровнем благосостояния.
Еще одной проблемой выявления содержания устойчивого экономического роста являются те условия, которые его обеспечивают. Факторы (и/или условия) экономического роста - это явления, обстоятельства и процессы, которые имеют свойство устанавливать темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема национального производства <14>. В экономике к факторам (условиям) экономического роста относят различные показатели, например степень открытости национальной экономики, природные и трудовые ресурсы, качество рабочей силы (уровень образования, профессиональная подготовка, дисциплинированность и т.д.), предпринимательские качества населения, научно-технический прогресс и т.д. С точки зрения представителей новой институциональной экономики к важнейшим условиям экономического устойчивого роста относятся политико-правовые институты определенного качества, например надлежащая работа органов государственной власти, действенная система сдержек и противовесов в системе разделения властей <15>. То есть перечень условий экономического роста чрезвычайно широкий и крайне неопределенный.
--------------------------------
<14> См.: Рикунова А.В., Склярова Е.Е. Экономический рост в России: условия и факторы его достижения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. Т. 12. С. 61 - 65. URL: http://e-koncept.ru/2016/46213.htm.
<15> См.: Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М., 2020. С. 111 - 117.
В экономической науке существует противопоставление экономического роста и экономического развития. Экономическое развитие является более широкой и содержательной категорией, отражает не только количественные, но и качественные изменения в экономической политике государства, предполагая в том числе развитие человека и человеческого капитала <16>. Но и в оценке собственно экономического роста все больше повышается роль социальных составляющих, например: увеличение свободного времени; повышение уровня развития отраслей социальной инфраструктуры; рост инвестиций в человеческий капитал; обеспечение безопасности условий труда и жизни людей и т.д.
--------------------------------
<16> См.: Нуртдинов Р.М., Нуртдинов А.Р. От теории экономического роста к концепции устойчивого развития: вопросы переосмысления // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. N 5. С. 181 - 182.
В последние годы в документах международных организаций появляется обращение к понятию инклюзивного роста, под которым понимается экономический рост, сопровождаемый созданием благоприятных условий для повышения качества жизни и обеспечения равенства возможностей всех групп населения страны <17>. В число показателей инклюзивного роста включают не только экономические критерии (ВВП на душу населения), но и качество жизни (коэффициент детской смертности, доступ к безопасному источнику питьевой воды, доступ к базовым медицинским услугам и т.д.) <18>. Основная проблема экономического роста состоит в соотношении растущих потребностей и наличных ресурсов. Но вопросы ресурсов связаны с интересами будущих поколений, а растущие потребности - с интересами различных социальных групп. Поэтому понятие экономического роста имеет более узкий горизонт применения в оценке комплексного, многофакторного развития общества и государства. Не случайно в качестве основного приоритета мирового развития в документах ООН указано понятие устойчивого развития <19>. Концепция устойчивого развития объединила экономическую, социальную и экологическую составляющие будущего планеты и определила перечень из 17 глобальных целей устойчивого развития, где устойчивый экономический рост находится далеко не на первом месте (п. 8 Концепции).
--------------------------------
<17> См.: Инклюзивный экономический рост в государствах - членах ЕАЭС и мире, 2020 год. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/cce/Spravka.pdf.
<18> См.: Методика оценки инклюзивности экономик государств - членов Евразийского экономического союза. URL: https://eec.eaeunion.org/upload/medialibrary/1fb/Protokol-NTS.pdf.
<19> См.: Генеральная Ассамблея ООН. Декларация от 25 сентября 2015 года. Преобразование нашего мира: повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. URL: https://docs.cntd.ru/document/420355765 (дата обращения: 12.05.2023).
Термин "устойчивое развитие" также не имеет однозначного толкования в международно-правовых документах. Однако во всех источниках указываются его системообразующие признаки: деятельность государств, которая должна быть направлена на поиск баланса между экологией и экономикой, учитывать социальные проблемы общества, а также интересы настоящего и будущего поколений <20>.
--------------------------------
<20> См., например: Калашник И., Трубникова О.А., Рахимбердин К.Х. К вопросу о содержании понятия "устойчивое развитие" в международном и российском законодательстве // Международное право и сравнительное правоведение. Российско-Азиатский правовой журнал. 2021. N 1. С. 65; Выпханова Г.В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2016. N 1. С. 64 - 93; Маслова С.В. К вопросу о формировании понятийного аппарата для правового регулирования инвестиций в инфраструктуру в свете концепции устойчивого развития // Юрист. 2022. N 12; Шаюк Е.И., Бабаян Л.К. Роль экологического фактора в торможении глобального экономического роста // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 11; Комарова В.В. Теоретические основы устойчивого развития в работах О.Е. Кутафина // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 7. С. 4 - 8.
Вместе с тем устойчивому развитию уделено больше внимания в российских экономической и правовой доктринах <21>. Это связано прежде всего с закреплением данного термина в нормативных правовых документах и документах стратегического планирования, например в Указах Президента РФ от 30 ноября 2016 г. N 640 "Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации" <22>, от 7 мая 2012 г. N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике", от 16 января 2017 г. N 13 "Об утверждении Основ государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года", от 21 июля 2020 г. N 474 "О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года", Едином плане по достижению национальных целей развития Российской Федерации на период до 2024 года и на плановый период до 2030 года, утвержденном распоряжением Правительства РФ от 1 октября 2021 г. N 2765-р, и др.
--------------------------------
<21> См.: Митякова О.И. Устойчивое развитие как экономическая категория // Журнал экономической теории. 2009. N 3. С. 1 - 23; Мазуренко О.М. Эволюция понятия "устойчивое развитие" в экономической науке // Экономическая наука сегодня. 2015. N 3. С. 206 - 209; Губин Е.П. Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 1. С. 37 - 42.
<22> Утратил силу.
При рассмотрении этих взаимосвязанных экономических категорий (экономический рост, экономическое развитие, устойчивое развитие) существует много общих и в то же время различных трактовок. В этой ситуации сложно выделить универсальные критерии экономического, а тем более правового содержания рассматриваемых понятий. При этом наибольшей экономической дифференциацией (неопределенностью) обладает содержание устойчивого экономического роста. И, наконец, следует учитывать, что норма-ориентир ст. 75.1 Конституции РФ, направленная на создание условий для устойчивого экономического роста во взаимосвязи с повышением благосостояния граждан, предполагает реальные результаты в виде конкретных действий и мероприятий публичной власти.
Чтобы "капитализировать", опредметить правовое содержание рассматриваемой конституционной категории, нужно основательно взвесить соотношение ее смысловых экономических, социальных, философских и нравственных аспектов. При этом приоритет экономической природы категории экономического роста обязывает обратить внимание прежде всего на взаимосвязь правовых и экономических элементов в общем содержании данной нормы. В данном соотношении важную роль выполняет понятие рациональности экономического выбора в принятии правовых решений. Поэтому содержание законов, их толкование и применение в конечном счете зависят от того, какое поведение отвечает рациональным интересам законодателей, судей и полиции <23>.
--------------------------------
<23> См.: Фридман Д.Д. Порядок в праве. Какое отношение экономика имеет к праву и почему это важно. М., 2017. С. 18.
Судебная практика и конкретизация условий устойчивого экономического роста. По мнению Г.А. Гаджиева, в вопросе юридической "капитализации" по делам, в которых обнаруживается неясность, неопределенность правовых норм, следует опираться на творческий потенциал, имеющийся в правоприменительной судебной практике <24>. Это в полной мере относится и к новым конституционным нормам общего характера. При этом возможности приращения и уточнения содержания конституционного материала дополняются тем, что "свободное толкование конституционных норм превратилось в конституционную традицию", в судебной аргументации расширяется междисциплинарный тренд, используются новые познавательные структуры, в том числе социальные и экономические принципы <25>.
--------------------------------
<24> См.: Гаджиев Г.А. Новые конституционные ценности... С. 24.
<25> Там же. С. 25 - 26.
Можно только поддержать аргументацию автора и надеяться на появление правовых позиций КС РФ, способных прояснить содержание рассматриваемых конституционных конструкций.
Конституционный Суд РФ неоднократно высказывался по отдельным аспектам экономической политики (включая вопросы устойчивого развития, устойчивого экономического роста), но проблемные вопросы все еще остаются. Так, Суд подчеркивает, что решает исключительно вопросы права и не рассматривает оспариваемые нормативные положения с точки зрения социально-экономической, политической и иной целесообразности, а также с позиции экономической обоснованности (например, Постановления КС РФ от 11 ноября 1997 г. N 16-П (п. 2), от 22 июля 2002 г. N 14-П, от 9 июля 2012 г. N 17-П (п. 2), Определение КС РФ от 12 июля 2001 г. N 179-О (п. 2)). "Правовые позиции Конституционного Суда РФ не предполагают установления количественных критериев или экономических показателей, которые создавали бы конституционно-правовой инструментарий оценки законодательного решения о внесении такого рода изменений в пенсионную систему" (Определение КС РФ от 2 апреля 2019 г. N 854-О).
Конституционный Суд определяет, что важнейшие решения в сфере экономической политики, экономического и социального развития, финансирования, например, пенсионной системы есть сфера ответственности законодателя. То есть Суд позиционирует некий "нейтралитет" в оценке экономической обоснованности тех или иных законодательных решений и в выявлении правового содержания экономических категорий.
При этом Конституционный Суд указывает законодателю на ряд важнейших подходов к конкретизации и реализации данной нормы: 1) "проводя социально-экономическую политику, государство обязано принимать в расчет материальные ресурсы, необходимые для выполнения конституционно значимых задач", т.е. государство должно принимать во внимание существующие объективные границы своих обязательств; 2) обязанность органов публичной власти по созданию условий для устойчивого экономического роста подразумевает наличие инструментов, обеспечивающих надлежащий уровень стабильности, предсказуемости и надежности гражданского оборота, а равно эффективную судебную защиту прав и законных интересов его участников (п. 2 Постановления КС РФ от 17 февраля 2022 г. N 7-П).
Если обращаться к практике Конституционного Суда по "капитализации" конституционных норм общего экономического характера, то, во-первых, эти вопросы могут выходить за пределы компетенции Суда; во-вторых, без установления необходимых количественных экономических показателей, стандартов и т.п. Суд не сможет воспользоваться должным конституционно-правовым инструментарием для применения такой нормы.
Так, в Постановлении от 24 марта 2023 г. N 10-П Конституционный Суд дал одно из первых истолкований понятия условий устойчивого экономического роста. К ним Суд отнес в том числе скорейшее внедрение изобретений и иных патентоспособных результатов творческой деятельности в жизнь. Конституционные положения предполагают и необходимость мотивировать работодателя к эффективному использованию служебных объектов патентных прав или принятию решения о досрочном прекращении патента, в том числе за счет того, что иное поведение окажется невыгодным (п. 5.1). Вместе с тем Суд оговаривает, что мотивация к технологическому росту не может быть однозначной, так как работодатель может не использовать объект патентных прав по уважительным причинам.
Конституционный Суд при истолковании содержания нормы о создании условий устойчивого экономического роста предлагает в качестве правовых элементов рассматривать некую мотивацию работодателя в использовании патентных прав. Вместе с тем, понимая всю сложность данного экономического процесса - внедрение технического изобретения, которое может длиться годами и требовать больших и сложно просчитываемых инвестиций, Суд не считает мотивацию работодателя к внедрению данной разработки в качестве императива. Суд указывает на то, что следует учитывать неоднозначность этой ситуации, в том числе большую долю экономико-правовой неопределенности, связанной с особенностями технологических и инвестиционных процессов.
Роль законодателя. Следует признать, что в своих решениях по вопросам экономического характера Конституционный Суд указывает законодателю на необходимость закрепления более предметных критериев и показателей тех или иных конституционных понятий в экономике, на необходимость конкретизации правовой определенности таких норм. При этом Суд подчеркивает, что законодательные и правоприменительные органы должны обеспечивать взаимную согласованность предметно связанных между собой норм различной отраслевой принадлежности (например, в Постановлении КС РФ от 17 февраля 2022 г. N 7-П).
Конкретизация содержания устойчивого экономического роста должна находиться в компетенции законодателя. В качестве положительных примеров более предметного подхода к регулированию условий экономического роста можно назвать следующие. Так, согласно ст. 34.1 Федерального закона от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" основной целью денежно-кредитной политики Банка России является защита и обеспечение устойчивости рубля посредством поддержания ценовой стабильности, в том числе для формирования условий устойчивого экономического роста. В Законе закрепляются меры, направленные на снижение угроз финансовой стабильности, в том числе право устанавливать максимально допустимую долю отдельных видов кредитов (займов) и др. (ст. 45.6). В статье 3 Федерального закона от 17 мая 2007 г. N 82-ФЗ "О государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ" закрепляются цели организации: содействие в обеспечении долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, создании условий для устойчивого экономического роста и т.д. Для достижения своих целей ВЭБ реализует такие функции, как финансирование проектов, в том числе в форме предоставления кредитов, приобретения облигаций; реализация проектов, в том числе в сфере высокотехнологичных производств и продукции, и т.д. В этих нормах Закона определяются направления, условия реализации общей цели публичной власти - содействие экономическому росту применительно к деятельности данной организации.
Более результативным направлением реализации устойчивого экономического роста является принятие федеральных законов с последующей их конкретизацией в соответствующих подзаконных актах Правительства РФ. Так, в ст. 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 264-ФЗ "О развитии сельского хозяйства" предусматривается государственная программа развития сельского хозяйства, в которой определяются параметры экономического развития (ст. 8). На основании этих документов Правительство РФ Постановлением от 15 июля 2013 г. N 598 утвердило Федеральную целевую программу "Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года", включая в качестве приложения к ней Типовое положение о предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности.
Конституционный Суд РФ в Постановлении от 14 января 2020 г. N 2-П признал нормы названного Типового положения предметом своей проверки. То есть Суд признал возможность истолкования конкретного правового содержания экономической категории устойчивого развития во взаимосвязи с подзаконными актами Правительства РФ.
Вместе с тем следует рассмотреть вопрос о более системном подходе к решению данной проблемы. Так, в Федеральном законе от 28 июня 2014 г. N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" закрепляется нормативная база принятия важнейших решений в сфере экономической политики. В пункте 24 ст. 3 данного Закона определяется стратегия социально-экономического развития Российской Федерации - документ, содержащий систему долгосрочных приоритетов, целей и задач, направленных на обеспечение устойчивого и сбалансированного социально-экономического развития Российской Федерации. В документе не выделены понятие "устойчивый экономический рост", его соотношение с социально-экономическим развитием. В Законе необходимо предусмотреть определение данного конституционного понятия, его места в системе планирования, а также основные параметры оценки (условий) роста в целом по экономике страны и, возможно, по базовым отраслям экономики.
Законодательно следует предусмотреть обязательность включения важнейших показателей экономического роста по отдельным отраслям экономики, отдельным ключевым направлениям роста в тех же федеральных программах, включаемых в федеральный закон о бюджете.
В качестве ориентира можно, например, использовать наработки, представленные в Постановлении N 53-17 Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ "О Законодательных основах Концепции устойчивого развития для государств - участников СНГ" <26>, в котором на основе Концепции развития формулируются основные направления, критерии и даже реестр основных показателей устойчивого развития государства, в том числе в сфере экономической политики.
--------------------------------
<26> Принято в г. Санкт-Петербурге 26 ноября 2021 г.
Конкретизация содержания понятия "устойчивый экономический рост", его условий наиболее предметно осуществляется в отраслевых законодательных актах и соответствующих подзаконных актах нормативного характера. Это обеспечивает необходимый уровень правовой определенности данной конституционной нормы и предоставляет необходимый конституционно-правовой инструментарий для Конституционного Суда РФ, иных правоприменителей.
Выводы.
1. Конституционную норму о создании условий устойчивого экономического роста можно отнести к разновидности норм-ориентиров для органов публичной власти. Ее полная реализация требует дополнительных этапов и средств правового регулирования.
2. Правовое содержание конституционной категории устойчивого экономического роста не имеет должной правовой определенности. В процессе толкования необходимо учитывать ее неоднозначную экономическую трактовку, тесную взаимосвязь с иными близкими экономическими понятиями (качественный экономический рост, инклюзивный экономический рост, экономическое развитие и др.).
3. Практика КС РФ является важнейшим направлением реализации конституционной нормы об устойчивом экономическом росте. Судебная практика должна относиться в большей мере нейтрально к осуществлению государственной экономической политики в условиях рыночной экономики, характеризуемой значительной долей факторов экономической неопределенности, цикличности и т.п. При этом следует учитывать правовые позиции Конституционного Суда РФ, в которых подчеркивается, что социально-экономические обязательства и экономические показатели относятся прежде всего к ответственности законодателя, правительства; обязанность органов публичной власти по созданию условий для устойчивого экономического роста подразумевает наличие инструментов (предметных обязательств, критериев, показателей и др.), обеспечивающих надлежащий уровень стабильности, предсказуемости экономического развития.
4. Более результативным направлением реализации устойчивого экономического роста является принятие федеральных законов с последующей их конкретизацией в соответствующих подзаконных актах. В Федеральном законе "О стратегическом планировании в Российской Федерации" должны быть закреплены понятие и содержание устойчивого экономического роста, в том числе основные параметры, условия роста в целом по экономике страны и, возможно, по базовым отраслям экономики. В федеральных законах о федеральном бюджете на текущий и последующие годы необходимо отражать основные условия и показатели этого роста на соответствующий плановый период по ключевым государственным программам в сфере экономики и социальных отношений.
Список литературы
1. Авакьян С.А. Конституционное право России: учебный курс: в 2 т. 5-е изд. Т. 1. М., 2014.
2. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность. М., 2000.
3. Аджемоглу Д., Робинсон Дж.А. Почему одни страны богатые, а другие бедные. Происхождение власти, процветания и нищеты. М., 2020.
4. Афанасьев А.А. Местное самоуправление и конституционная реформа - 2020 // Конституционное и муниципальное право. 2021. N 5.
5. Выпханова Г.В. Понятие и правовое обеспечение концепции устойчивого развития // Вестник Университета им. О.Е. Кутафина. 2016. N 1.
6. Гаджиев Г.А. Непосредственное применение судами конституционных норм // Российская юстиция. 1995. N 12.
7. Гаджиев Г.А. Новые конституционные ценности: концепция устойчивого экономического роста с точки зрения юридической капитализации // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 1.
8. Гревцов Ю.И. Прямое действие Конституции? // Журнал российского права. 1998. N 6.
9. Губин Е.П. Устойчивое развитие рыночной экономики и предпринимательства: вопросы права // Журнал российского права. 2022. Т. 26. N 1.
10. Дюрягин И.Я. Применение норм советского права. Свердловск, 1973.
11. Зорькин В.Д. Ценностный подход в конституционном регулировании прав и свобод // Журнал российского права. 2008. N 12.
12. Зражевская Т.Д. Реализация конституционного законодательства. Проблемы теории и практики: дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2000.
13. Калашник И., Трубникова О.А., Рахимбердин К.Х. К вопросу о содержании понятия "устойчивое развитие" в международном и российском законодательстве // Международное право и сравнительное правоведение. Российско-Азиатский правовой журнал. 2021. N 1.
14. Комарова В.В. Теоретические основы устойчивого развития в работах О.Е. Кутафина // Конституционное и муниципальное право. 2022. N 7.
15. Конституционализм: универсальное и национальное измерения: монография / под ред. Т.А. Васильевой, Н.В. Варламовой. М., 2022.
16. Курс экономической теории: учебник / под общ. ред. М.Н. Чепурина, Е.А. Киселевой. 5-е изд. Киров, 2004.
17. Кутафин О.Е. Предмет конституционного права. М., 2001.
18. Логвина А.И. Экономический рост и перспективы инновационного развития России // Экономика и бизнес: теория и практика. 2019. N 3-2.
19. Лучин В.О. Конституция Российской Федерации. Проблемы реализации. М., 2002.
20. Мазуренко О.М. Эволюция понятия "устойчивое развитие" в экономической науке // Экономическая наука сегодня. 2015. N 3.
21. Маслова С.В. К вопросу о формировании понятийного аппарата для правового регулирования инвестиций в инфраструктуру в свете концепции устойчивого развития // Юрист. 2022. N 12.
22. Митякова О.И. Устойчивое развитие как экономическая категория // Журнал экономической теории. 2009. N 3.
23. Нуртдинов Р.М., Нуртдинов А.Р. От теории экономического роста к концепции устойчивого развития: вопросы переосмысления // Вестник Казанского технологического университета. 2012. Т. 15. N 5.
24. Ржевский В.А. Общественный строй развитого социализма. М., 1983.
25. Рикунова А.В., Склярова Е.Е. Экономический рост в России: условия и факторы его достижения // Научно-методический электронный журнал "Концепт". 2016. Т. 12. URL: http://e-koncept.ru/2016/46213.htm.
26. Трубников Н.Н. О категории "цель", "средство", "результат". М., 1968.
27. Фридман Д.Д. Порядок в праве. Какое отношение экономика имеет к праву и почему это важно. М., 2017.
28. Шаюк Е.И., Бабаян Л.К. Роль экологического фактора в торможении глобального экономического роста // Государственная власть и местное самоуправление. 2022. N 11.
29. Эбзеев Б.С. Прямое действие Конституции Российской Федерации (некоторые методологические аспекты) // Правоведение. 1996. N 1.
30. Эрхард Л. Благосостояние для всех. М., 2001.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Конституционное право России, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.