Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Предпринимательское право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ДОГОВОРЫ, УСТАНАВЛИВАЮЩИЕ НОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОГО ПРАВА В РОССИИ
В.А. ЛАПТЕВ
Международные договоры являются достаточно разработанной категорией в международном праве. Согласно ст. 2 Венской конвенции о праве международных договоров под международным договором понимается соглашение, заключенное между государствами в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится ли такое соглашение в одном документе, в двух или нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Похожее определение содержится в российском законодательстве, в частности, согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" (далее - Закон о международных договорах) "международный договор Российской Федерации" - международное соглашение, заключенное Российской Федерацией с иностранным государством (или государствами), с международной организацией либо с иным образованием, обладающим правом заключать международные договоры, в письменной форме и регулируемое международным правом, независимо от того, содержится такое соглашение в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от его конкретного наименования. Различие подходов в указанных дефинициях заключается в том, что российское определение международного договора предполагает возможность участия в них не только государств в целом, но и подписание их иными субъектами международных отношений (например, международными организациями), имеющими право заключать договоры.
Таким образом, основными признаками международного договора выступают: письменная форма (формальная определенность) и их соответствие международному праву.
В правоведении выделяют два вида международных договоров <1>:
--------------------------------
<1> Марченко М.Н. Источники права. М., 2008. С. 323 - 325; Международное право / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1957. С. 243 - 246; Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000. С. 76; Лукашук И.И. Международное право. М., 2001. С. 144 и др.
- нормоустанавливающие (нормообразующие);
- договоры-сделки.
Первая группа международных договоров иногда именуется термином "договоры-законы", поскольку именно они устанавливают правило поведения договаривающихся стран и являются составной частью международной подсистемы российского права. Нормоустанавливающие международные договоры являются нормативными правовыми договорами. Ряд ученых в качестве специфики данных источников права справедливо говорят о том, что международные договоры являются совместным (двух и более государств) нормотворчеством или "соглашением об установлении правовых норм" (К.С. Хахулина, В.В. Иванов и др.) <2>. В настоящей работе речь в основном будет идти именно о нормоустанавливающих международных договорах.
--------------------------------
<2> Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002. С. 49; Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. N 7. С. 87 - 88.
Ко второй группе относятся международные договоры (договоры-сделки), содержащие права и обязанности договаривающихся сторон - государств по конкретному предмету, в частности Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности открытого акционерного общества "Белтрансгаз" <3>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения об условиях купли-продажи акций и дальнейшей деятельности закрытого акционерного общества "АрмРосгазпром" <4> и др. Данные международные договоры-сделки определяют обязательства сторон по заключению в будущем договоров купли-продажи акций акционерных обществ с государственным участием в уставном капитале. По сути, положения данных международных договоров содержат элементы предварительного предпринимательско-правового договора (сделки).
--------------------------------
<3> Бюллетень международных договоров. 2012. N 9. С. 110 - 120.
<4> Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru. 02.01.2014.
Международные договоры Российской Федерации наряду с общепризнанными принципами и нормами международного права являются составной частью российской правовой системы, однако только они (договоры) имеют приоритет над внутренними законами (ст. 15 Конституции РФ). Частью правовой системы Российской Федерации являются также заключенные СССР действующие международные договоры, в отношении которых Российская Федерация продолжает осуществлять международные права и обязательства СССР в качестве государства - продолжателя Союза ССР (п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. N 5 "О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации").
Следует обратить внимание на положение ст. 7 Гражданского кодекса РФ, предусматривающее непосредственное применение на территории России международных договоров РФ, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для его применения требуется издание внутригосударственного акта. Такое положение дел соответствует ч. 3 ст. 5 Закона о международных договорах. На практике нередко возникают ситуации, при которых суды дают оценку международным актам с позиции необходимости издания внутригосударственных актов для их применения на территории Российской Федерации непосредственно (решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 августа 2012 г. N ВАС-6422/12 <5>).
--------------------------------
<5> URL: http://ras.arbitr.ru.
Выделяются два вида международных нормативных договоров (п. 3 ст. 5 Закона о международных договорах):
- официально опубликованные международные договоры РФ, не требующие издания внутригосударственных актов для применения (например, Всеобщая декларация прав человека);
- международные договоры РФ, которые принимаются через соответствующие правовые акты (подлежащие ратификации).
Данная классификация имеет методологическое значение для правоприменительной практики. В силу п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия" обращается внимание на непосредственное действие на территории России международных договоров, не требующих издания внутригосударственных актов для их применения. В остальных случаях суд наряду с международным договором Российской Федерации должен применять и соответствующий внутригосударственный правовой акт, принятый для осуществления положений указанного международного договора. Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 июня 1999 г. N 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса" закреплено, что арбитражный суд применяет вступившие в силу и должным образом доведенные до всеобщего сведения международные договоры Российской Федерации - международно-правовые соглашения, заключенные Российской Федерацией с иностранным(-и) государством(-ами) либо с международной организацией в письменной форме независимо от того, содержатся такие соглашения в одном документе или в нескольких связанных между собой документах, а также независимо от их конкретного наименования. Российская Федерация в лице компетентных органов государственной власти выражает согласие на обязательность для нее международного договора путем: подписания договора; обмена документами, образующими договор; ратификации договора; утверждения договора; принятия договора; присоединения к договору; применения любого другого способа выражения согласия, о котором условились договаривающиеся стороны (ст. 6 Закона о международных договорах). Международный договор Российской Федерации доводится до всеобщего сведения путем опубликования.
В зависимости от того, от чьего имени заключаются международные договоры, можно выделить три вида:
- межгосударственные договоры, заключаемые от имени Российской Федерации;
- межправительственные договоры, заключаемые от имени Правительства Российской Федерации;
- договоры межведомственного характера, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти или уполномоченных организаций.
1. Межгосударственные договоры в сфере предпринимательства. Знаковым в сфере предпринимательства и евразийской интеграции выступает Договор о Евразийском экономическом союзе (2014 г.). Детализация правопорядка международного предпринимательства в евразийском пространстве была закреплена в приложениях к данному договору (например, приложение N 6 - Протокол о едином таможенно-тарифном регулировании; приложение N 7 - Протокол о мерах нетарифного регулирования в отношениях третьих стран; приложение N 8 - Протокол о применении специализированных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам и др.). Между прочим, после вступления в силу данного договора прекращается действие международных договоров, заключенных в рамках формирования Таможенного союза и Единого экономического пространства (см.: приложение N 33 к договору).
Международные договоры стали основным источником регулирования международной экономической деятельности в сфере международной торговли, перевозок грузов (багажа) и поставки продукции. Россия является участницей Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ) <6>, устанавливающей единообразие в условиях договора международной перевозки грузов по дорогам и, в частности, требующихся для таких перевозок документов и ответственности перевозчика. Для наглядности применения можно привести пример отличного регулирования международных от внутренних перевозок. Так, например, согласно ст. 42 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" срок исковой давности по требованиям, вытекающим из договоров перевозок, договоров фрахтования, составляет один год и исчисляется со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии или иска: со дня выдачи груза или дня признания груза утраченным). В силу ст. 32 КДПГ тот же срок исковой давности в один год, но исчисляется: a) в случае частичной потери груза, повреждения его или просрочки в доставке - со дня сдачи груза; b) в случае потери всего груза - с тридцатого дня по истечении установленного для перевозки срока или, если таковой не был установлен, с шестидесятого дня по принятии груза перевозчиком к перевозке; c) во всех прочих случаях - по истечении трехмесячного срока со дня заключения договора перевозки. То есть в последнем случае к одному году прибавляется три месяца. Налицо разные подходы правовых режимов внутренних и международных перевозок.
--------------------------------
<6> Международные перевозки грузов. СПб., 1993.
Отношения между коммерческими хозяйствующими субъектами разных государств при заключении договоров купли-продажи товаров регулируются Конвенцией ООН о договорах международной купли-продажи товаров (1980 г.) <7>. Данная Конвенция имеет приоритет перед внутренним законодательством страны - места регистрации предприятия (п. 3 ст. 1). Учитывая практику делового оборота, данной Конвенцией закреплены интересные положения: факт заключения договора может подтверждаться свидетельскими показаниями (ст. 11); под "письменной формой" понимаются также сообщения по телеграфу и телетайпу (ст. 13); при отсутствии срока поставки товара товар подлежит поставке в разумный срок после заключения договора (ст. 33); сторона может приостановить исполнение своих обязательств, если после заключения договора становится видно, что другая сторона не исполнит значительной части своих обязательств в результате серьезного недостатка в ее способности осуществить исполнение или в ее кредитоспособности или ее поведения по подготовке исполнения или по осуществлению исполнения договора (ст. 71), и другие положения. Множество экономических споров разрешаются применением положений данной Конвенции (например, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 октября 2011 г. N ВАС-11818/11 по делу N А40-89017/09, Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 октября 2009 г. N ВАС-13520/09 по делу N А70-2918/23-2007 и др.).
--------------------------------
<7> Вестник ВАС РФ. 1994. N 1.
Иной подход от внутреннего российского законодательства в части ответственности хозяйствующих субъектов установлен в Конвенции о договорах международной купли-продажи товаров. В частности, согласно ст. 79 Конвенции сторона не несет ответственности за неисполнение любого из своих обязательств, если докажет, что оно было вызвано препятствием вне ее контроля и что от нее нельзя было разумно ожидать принятия этого препятствия в расчет при заключении договора либо избежания или преодоления этого препятствия или его последствий. А в силу ст. 401 Гражданского кодекса РФ основанием освобождения от ответственности в предпринимательских обязательствах является непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Вопросы международной перевозки также регулируются Международной конвенцией об унификации некоторых правил о коносаменте (1924 г.) <8>, Конвенцией о международных автомобильных перевозках пассажиров и багажа <9>, Соглашением о порядке таможенного оформления и таможенного контроля товаров, перемещаемых между государствами - участниками Соглашения о создании зоны свободной торговли (1999 г.) <10> и другими межгосударственными актами.
--------------------------------
<8> Регистр текстов международных конвенций и других документов, касающихся права международной торговли. Нью-Йорк: Организация Объединенных Наций, 1973. Т. II. С. 161 - 174.
<9> Бюллетень международных договоров. 2010. N 10. С. 39 - 52.
<10> Бюллетень международных договоров. 2000. N 12.
Отличный правовой режим от внутригосударственного нередко устанавливается международными договорами по вопросам, имеющим принципиальное значение для правоприменительной практики. Так, согласно ст. 196 Гражданского кодекса РФ общий срок исковой давности составляет три года. А вот в силу ст. 8 Конвенции об исковой давности в международной купле-продаже товаров (1974 г.) <11> установлен срок исковой давности в четыре года по требованиям покупателя и продавца друг к другу, вытекающим из договора международной купли-продажи товаров или связанным с его нарушением, прекращением либо недействительностью.
--------------------------------
<11> Вестник ВАС РФ. 1993. N 9.
В сфере торговли и экономического сотрудничества между Россией и зарубежными странами заключаются двухсторонние договоры. Так, был заключен, например, Договор между Российской Федерацией и Республикой Польша о торговле и экономическом сотрудничестве (1993 г.) <12>. Данными договорами страны договорились реализовать сотрудничество путем: развития производственного сотрудничества и промышленной кооперации; проектирования, сооружения и модернизации объектов хозяйствующими субъектами одной страны на территории другой страны либо совместно хозяйствующими субъектами обеих стран на их территориях или на территории третьей страны; развития инвестиционного сотрудничества, в том числе связанного с энергетикой и системой коммуникаций; создания совместных предприятий и организаций со смешанным капиталом; предоставления технических и консультационных услуг и обучения кадров; взаимного командирования специалистов и технического персонала; организации и проведения выставок и ярмарок; использование других форм сотрудничества. Договор о дружбе, торговле и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Парагвай (2000 г.) <13> закрепил обязательства стран содействовать в налаживании активного торгового обмена материальными ценностями, товарами и услугами между двумя государствами на основе принципов, принятых в международной практике, в целях повышения уровня жизни их народов (ст. 6).
--------------------------------
<12> СЗ РФ. 1995. N 20. Ст. 1767.
<13> СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2608.
Исторически можно вспомнить действующие по настоящее время Договор о торговле и мореплавании между СССР и Китайской Народной Республикой (1958 г.) <14>, Договор о торговле и мореплавании между СССР и Корейской Народно-Демократической Республикой (1960 г.) <15>, Договор о торговле между СССР и Лаосской Народно-Демократической Республикой (1976 г.) <16> и многие другие, которыми установлен режим наиболее благоприятствуемой нации во всех вопросах, касающихся торговли, а также других видов экономических связей между обоими государствами.
--------------------------------
<14> Ведомости Верховного Совета СССР. 1958. N 17. Ст. 290.
<15> Ведомости Верховного Совета СССР. 1961. N 10. Ст. 106.
<16> Ведомости Верховного Совета СССР. 1976. N 48. Ст. 702.
К источникам предпринимательского права также можно отнести акты, регулирующие общие вопросы гарантий права осуществления предпринимательской деятельности и документооборота между участниками рынка, такие как Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов (1961 г.) <17>, и иные.
--------------------------------
<17> Бюллетень международных договоров. 1993. N 6.
2. Примером межправительственного соглашения выступает Соглашение о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ <18>, утвержденное с оговоркой Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2001 г. N 615 "Об утверждении Соглашения о поддержке и развитии малого предпринимательства в государствах - участниках СНГ" <19>. Данным Соглашением в ст. 2 стороны договорились взаимодействовать в следующих направлениях: содействие установлению и развитию деловых контактов между субъектами малого предпринимательства государств - участников Содружества; формирование условий для активизации внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства; оказание помощи в создании межгосударственной и национальных инфраструктур для поддержки малого предпринимательства; содействие финансово-кредитной и инвестиционной поддержке малого предпринимательства; содействие развитию инновационной деятельности субъектов малого предпринимательства и т.д.
--------------------------------
<18> Российская газета (Экономический союз). 1997. N 22. 1 февраля.
<19> СЗ РФ. 2001. N 36. Ст. 3572.
Достаточно большое количество международных договоров заключено в сфере межправительственного сотрудничества Россией с отдельными странами по вопросам инвестиций и капиталовложений, в частности Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о поощрении и взаимной защите инвестиций <20>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Никарагуа о поощрении и взаимной защите капиталовложений <21>, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Абхазия о поощрении и взаимной защите инвестиций <22> и другие.
--------------------------------
<20> СЗ РФ. 2014. N 14. Ст. 1569.
<21> СЗ РФ. 2013. N 46. Ст. 5894.
<22> СЗ РФ. 2011. N 13. Ст. 1696.
Межправительственные договоры существуют в сферах налогообложения и тарификации, среди которых: Соглашение о поощрении и взаимной защите инвестиций в государствах - членах Евразийского экономического сообщества <23> (заключено в г. Москве 12 декабря 2008 г.), Соглашение об условиях и механизме применения тарифных квот <24> (заключено в г. Москве 12 декабря 2008 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Индонезия от 12 марта 1999 г. "Об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов на доходы" <25> и т.д.
--------------------------------
<23> СПС "КонсультантПлюс". Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 27.07.2010 N 201-ФЗ).
<24> СЗ РФ. 2010. N 24. Ст. 2937. Россия ратифицировала Соглашение (Федеральный закон от 28.11.2009 N 291-ФЗ).
<25> Бюллетень международных договоров. 2003. N 4.
В экономических спорах существенным при определении правового положения хозяйствующего субъекта выступает Соглашение стран СНГ от 20 марта 1992 г. "О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности" <26>, в ст. 11 которого закреплены унифицированные подходы: гражданская правоспособность и дееспособность юридических лиц и предпринимателей определяется по законодательству государства - участника Содружества Независимых Государств, на территории которого учреждено юридическое лицо, зарегистрирован предприниматель; к отношениям, вытекающим из права собственности, применяется законодательство места нахождения имущества. Право собственности на транспортные средства, подлежащие внесению в государственные реестры, определяется по законодательству государства, где транспортное средство внесено в реестр; форма сделки определяется по законодательству места ее совершения; форма сделок по поводу строений, другого недвижимого имущества и прав на него определяется по законодательству места нахождения такого имущества; форма и срок действия доверенности определяются по законодательству государства, на территории которого выдана доверенность, и иные положения.
--------------------------------
<26> Информационный вестник Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ "Содружество". 1992. N 4.
Россия вступила в Европейское соглашение о важнейших линиях международных комбинированных перевозок и соответствующих объектах (СЛКП/AGTC) <27>, регулирующее сеть международных комбинированных перевозок, включая железнодорожное сообщение, пограничные пути, станции смены колесных пар и железно-дорожно-паромные переправы/порты.
--------------------------------
<27> Бюллетень международных договоров. 2003. N 2. С. 3 - 28 (утверждено Постановлением Правительства РФ от 21 марта 1994 г. N 219 // Собрание актов Президента и Правительства РФ. 1994 г. N 13. Ст. 995).
Историческими примерами международных договоров СССР с другими государствами выступает, к примеру, действующее по наши дни Соглашение между СССР и Европейским экономическим сообществом и Европейским сообществом по атомной энергии о торговле и коммерческом и экономическом сотрудничестве (1989 г.).
Согласно ст. 3 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" полномочием заключать международные договоры Российской Федерации межведомственного характера наделяются федеральные органы исполнительной власти или уполномоченные организации.
Примером межведомственных договоров, заключаемых между федеральными органами исполнительной власти, выступают: Соглашение между Министерством обороны Российской Федерацией и Министерством обороны Киргизской Республики о развитии сотрудничества в области подготовки военных кадров (подписанное 6 марта 1998 г.), Соглашение между Министерством здравоохранения Российской Федерации и Министерством здравоохранения Киргизской Республики о сотрудничестве в области здравоохранения и медицины (заключено в г. Москве 27 июля 2000 г.) и другие.
В качестве уполномоченной организации, наделенной полномочиями заключать международные договоры межведомственного характера, например, в силу ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 1 декабря 2007 г. "О Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" <28> выступает Госкорпорация "Росатом", которая, как справедливо отмечает Ю.С. Цимерман, выполняет публичные функции <29>.
--------------------------------
<28> СЗ РФ. 2007. N 49. Ст. 6078.
<29> Подробнее см.: Цимерман Ю.С. Государственная корпорация - специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10.
В рамках международных экономических процессов в настоящее время в мире насчитывается порядка 27 региональных (международных) интеграционных организаций, объединяющих государства в целях создания единого рынка с учетом географических, исторических, социально-культурных особенностей государств-участниц (Содружество Независимых Государств, Всемирная торговая организация, Евразийский экономический союз, Шанхайская организация сотрудничества и другие). Так, Всемирная торговая организация призвана обеспечивать общие институциональные рамки регулирования экономических, в том числе торговых, отношений. Отдельные виды экономической деятельности в рамках Всемирной торговой организации регулируются, в частности, Соглашением по сельскому хозяйству <30> или Соглашением по текстилю и одежде <31>. Общие вопросы торговли устанавливают Генеральное соглашение по тарифам и торговле <32>, Соглашение по техническим барьерам в торговле <33>, Соглашение по процедурам импортного лицензирования <34>, Соглашение по предотгрузочной инспекции <35>, Соглашение по специальным защитным мерам <36>, Соглашение по субсидиям и компенсационным мерам <37> и другие.
--------------------------------
<30> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2539 - 2565.
<31> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2579 - 2628.
<32> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2916 - 2991.
<33> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2629 - 2649.
<34> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2726 - 2732.
<35> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2705 - 2713.
<36> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2776 - 2784.
<37> СЗ РФ. 2012. N 37 (приложение, ч. VI). Ст. 2733 - 2775.
В России принимаются нормативные правовые акты, направленные на гармонизацию условий торговли и обеспечивающие участие России во Всемирной торговой организации. В частности, ст. 31 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" закреплена свобода международного транзита. И.В. Ершова справедливо отмечает гармонизацию норм в сфере технического регулирования и целей принятия технических регламентов (ст. 6 Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании"), а также использование международных стандартов при разработке проектов технических регламентов <38>.
--------------------------------
<38> Правовое регулирование ВЭД в условиях вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию. М., 2013. С. 149 - 158.
Соглашением о единых методах нетарифного регулирования в отношении третьих стран (2008 г.) закреплен порядок предоставления лицензий и (или) разрешений, перечень которых соответствует положениям ст. 24 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" <39>.
--------------------------------
<39> СЗ РФ. 2003. N 50. Ст. 4850.
Приведенные выше примеры действующих международных договоров говорят об их регулятивном характере в международных предпринимательско-правовых отношениях, что подчеркивает отсутствие границ глобального экономического рынка и задачи мирового сообщества в выработке единого правопорядка для участников международной экономической деятельности.
Литература
1. Иванов В.В. К вопросу о теории нормативного договора // Журнал российского права. 2000. N 7. С. 87 - 88.
2. Лукашук И.И. Международное право. М., 2001. С. 144 и др.
3. Марченко М.Н. Источники права. М., 2008. С. 323 - 325.
4. Международное право / Отв. ред. Ф.И. Кожевников. М., 1957. С. 243 - 246.
5. Тункин Г.И. Теория международного права. М., 2000. С. 76.
6. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В.К. Мамутова. Киев, 2002. С. 49.
7. Цимерман Ю.С. Государственная корпорация - специфика правового регулирования // Право и экономика. 2008. N 10.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Предпринимательское право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.