Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ПРИ ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
Е.И. БЕСПАЛОВА
Проблемам применения специальных знаний в уголовном процессе посвящено большое количество научных исследований, однако вопросы использования прокурором специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора за исполнением федерального законодательства до настоящего времени исследованы не в полной мере.
В условиях научно-технического прогресса, развития медицины и промышленного сектора роль специальных знаний в деятельности прокурора возрастает.
При этом правомочие по привлечению прокурором специалиста для выяснения возникших вопросов, проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций закреплено только в п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре.
Истоки института использования специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора берут свое начало в Положении о прокурорском надзоре в СССР 1955 г., согласно которому прокурор мог адресовать требование о проведении проверки или ревизии в вышестоящий по отношению к проверяемому орган.
Пункт 2 ст. 23 Закона о прокуратуре СССР 1979 г. уже предоставлял прокурору право требовать не только проведения проверок и ревизий деятельности предприятий, учреждений, организаций и должностных лиц в связи с имеющимися данными о нарушениях закона, но и выделения специалистов для выяснения возникших при осуществлении надзора вопросов.
Таким образом, в современной редакции Закона о прокуратуре ограничено произвольное решение прокурором вопросов поручения проверок и ревизий, а право на выделение специалиста связано с поступившими в органы прокуратуры материалами и обращениями.
А. Казарина полагает, что к помощи специалистов прокурорские работники прибегают на разных этапах работы: при подготовке к проверке, при оценке материалов, поступивших из контролирующих органов, отчетных данных, носящих предметный характер, и в других случаях <1>.
--------------------------------
<1> См.: Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов / Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2005. С. 214.
Взаимодействие прокурора со специалистом может быть в виде консультации (например, в сфере высоких технологий), фиксации фактов, имеющих значение для установления события правонарушения и последующего принятия мер реагирования, и др. Однако в действующем законодательстве статус специалиста, привлекаемого прокурором для разрешения каких-либо вопросов, а также порядок его привлечения в рамках осуществления надзора не определены.
Изложенное свидетельствует об отсутствии единого подхода к порядку использования специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора, а также организации привлечения специалистов к проверкам и о правовой неопределенности, что влечет формальность процедуры использования знаний специалиста.
Определение "специалист" раскрыто в ст. 58 УПК РФ, вместе с тем указанная дефиниция не может быть использована в рамках исследуемых правоотношений. Представляется, что под специалистом в этом смысле следует понимать лицо, обладающее специальными знаниями и привлекаемое прокурором для оказания содействия по разъяснению вопросов, входящих в его профессиональную компетенцию, фиксации с использованием необходимых технических средств полученных результатов, а также представления письменного заключения.
К примеру, прокуратурой Санкт-Петербурга в третьем квартале 2015 года проведена проверка исполнения управлением федеральной почтовой связи Санкт-Петербурга и Ленинградской области - филиала ФГУП "Почта России" (далее - Учреждение) требований федерального законодательства, в том числе Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), в части реализации мероприятий по реализации государственной программы "Доступная среда" (далее - Программа), утвержденной Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. N 297 (ныне утратило силу).
Прокурорами районов города с привлечением специалистов, получивших образование в области обеспечения реализации Программы, проведены проверки исполнения требований Федерального закона N 181-ФЗ в почтовых отделениях Учреждения, на основании их заключений возбуждены административные дела по ст. 9.13 КоАП (уклонение от исполнения требований доступности для инвалидов объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур), в суд направлены исковые заявления в порядке ч. 1 ст. 45 ГПК РФ об обязании Учреждения провести мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов почтовых отделений, а прокуратурой Санкт-Петербурга в адрес директора Учреждения внесено представление об устранении нарушений законодательства о социальной защите прав инвалидов и иных маломобильных категорий граждан, которое рассмотрено и удовлетворено. Учреждением приняты меры к недопущению подобных нарушений впредь.
В этом случае прокурор использовал знания специалиста в целях установления фактов доступности почтовых отделений Учреждения для инвалидов и иных маломобильных категорий граждан и реальной возможности получения ими необходимых услуг.
Прокуратурой Санкт-Петербурга проведена проверка по обращению Д. о возможных нарушениях его прав при оказании медицинской помощи со стороны СПб ГБУЗ "Городская больница N 40" (далее - Учреждение).
Установлено, что комитетом по здравоохранению Санкт-Петербурга (далее - Комитет) проведена внеплановая документарная проверка соответствия качества оказанной Учреждением Д. медицинской помощи, выявлены нарушения Приказов Минздравсоцразвития РФ от 22 ноября 2004 г. N 254 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным артериальной гипертонией", от 4 сентября 2006 г. N 632 "Об утверждении стандарта медицинской помощи больным с болезнями, характеризующимися повышенным кровяным давлением", от 19 августа 2009 г. N 599н "Об утверждении Порядка оказания плановой и неотложной медицинской помощи населению Российской Федерации при болезнях системы кровообращения кардиологического профиля" (ныне утратил силу), в связи с чем главному врачу выдано предписание, требования которого исполнены. Комитетом организовано проведение заседания городской клинико-экспертной комиссии, согласно заключению которой имеющиеся у Д. заболевания не имеют причинно-следственной связи с качеством оказанной медицинской помощи.
С целью установления наличия (отсутствия) причинно-следственной связи между качеством оказанной Д. медицинской помощи и наступившими последствиями по поручению прокуратуры города СПб ГБУЗ "Бюро судебно-медицинской экспертизы" произвело комиссионное судебно-медицинское исследование медицинских документов Д. Установлены недостатки при оказании Учреждением медицинской помощи, сделан вывод о вероятности непрямой причинно-следственной связи между установленными дефектами медицинской помощи и ухудшением состояния здоровья Д. Материалы проверки по указанному факту направлены органами прокуратуры города в следственный отдел по Курортному району ГСУ СК России по Санкт-Петербургу, по которым проводится проверка в порядке ст. ст. 144 - 145 УПК.
Указанное свидетельствует о том, что получение официального документарного подтверждения данных о нарушениях со стороны специалистов в сфере оказания медицинской помощи - не просто необходимое условие при проведении подобных проверок, а обязательный фактор при принятии законного и обоснованного решения прокурором.
Интересна позиция С. Масловой, согласно которой лицо, привлекающее специалиста, должно самостоятельно удостовериться в его личности и компетентности, способности оказывать содействие в разрешении возникших вопросов, разъяснить ему права, ответственность и др. по аналогии с положениями об участии специалиста в процессуальных действиях, предусмотренных ч. 3 ст. 58, ч. 5 ст. 164 и ч. 1 ст. 168 УПК, что также не закреплено ни в Законе о прокуратуре, ни в ведомственных документах <2>.
--------------------------------
<2> См.: Маслова С.В. Актуальные вопросы привлечения специалистов к проведению прокурорских проверок исполнения законодательства, регулирующего управление и распоряжение федеральной собственностью // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 11. С. 179.
Существует мнение, что выводы, которые может сделать специалист, основываясь на своих специальных познаниях и установленных фактах, однозначно расцениваются как консультации, не имеющие доказательственного значения и не подлежащие фиксации в процессуальных документах <3>. Представляется, что с этим убеждением нельзя согласиться в полной мере, поскольку заключение специалиста зачастую является основанием для принятия мер прокурорского реагирования.
--------------------------------
<3> См.: Теория доказательств в советском уголовном процессе / Отв. ред. Н.В. Жогин. М., 1973. С. 705.
Следует отметить, что форма представления специалистом прокурору обобщения материалов его исследования в законодательстве не определена, в практике используются понятия "справка", "акт проверки", "суждение" или "мнение", в связи с чем целесообразно было бы разработать унифицированный бланк заключения специалиста, структура которого состояла бы из вводной, описательной и резолютивной частей <4>.
--------------------------------
<4> См.: Данилова Л.С., Громов Н.А. Об универсальности термина "специалист" // Современное право. 2006. N 8. С. 65.
Кроме того, отсутствие правового акта, закрепляющего понятие, формы и пределы использования специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов, может воспрепятствовать полноценной реализации возложенных на прокурора полномочий по привлечению специалиста к проверочным мероприятиям и использованию его знаний. При этом использование специальных знаний прокурором играет немаловажную роль для принятия законного и обоснованного решения по вопросам, с которыми приходится сталкиваться на практике.
Изложенное свидетельствует о том, что использование знаний специалиста, особенно в сферах медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения, охраны труда и предоставления жилищно-коммунальных услуг, - эффективное средство для подготовки обоснованных ответов на вопросы, выходящие за пределы правовых знаний прокурора, а указанные обстоятельства требуют значительного переосмысления правовых и организационных основ использования таких знаний прокурором, разработки новых, соответствующих реалиям научных положений, направленных на повышение эффективности и совершенствование организации работы органов прокуратуры в исследуемой сфере.
Пристатейный библиографический список
1. Данилова Л.С., Громов Н.А. Об универсальности термина "специалист" // Современное право. 2006. N 8.
2. Жогин Н.В. Теория доказательств в советском уголовном процессе. М., 1973.
3. Казарина А.Х. Предмет и пределы прокурорского надзора за исполнением законов. Институт повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации. М., 2005.
4. Маслова С.В. Актуальные вопросы привлечения специалистов к проведению прокурорских проверок исполнения законодательства, регулирующего управление и распоряжение федеральной собственностью // Вестник Московского университета МВД России. 2011. N 11.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.