Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВАЯ СИСТЕМА ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ В СФЕРЕ РЕГУЛИРОВАНИЯ КАЧЕСТВА ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫХ ТОВАРОВ
О.А. ЧЕРНОВА
Реализация государственно-властных полномочий в сфере управления качеством продовольственных товаров осуществляется различными звеньями государственного аппарата, обладающими определенной, свойственной только им компетенцией. По объему и характеру компетенции органы государственного управления качеством товаров можно подразделить на органы общей, межотраслевой (специальной) и отраслевой компетенции.
Органы общей компетенции руководят на подведомственной им территории всеми или большинством отраслей (сфер) управления, обеспечивая там экономическое развитие <1>, а также осуществляют руководство деятельностью межотраслевых и отраслевых органов управления качеством. К органам общей компетенции в рассматриваемой сфере можно отнести Президента Российской Федерации, Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
--------------------------------
<1> См.: Лончаков А.П. Предмет и система административного права Российской Федерации: Учеб. пособие. Хабаровск, 1999. С. 105.
После принятия Конституции Российской Федерации в 1993 г. при функционировании механизма российской государственности на основе принципа разделения властей Президент Российской Федерации стал выполнять важные координационные функции, воздействуя на все три ветви власти <2>. Полномочия Президента РФ в сфере экономики, в том числе и в сфере управления качеством, состоят в определении основных направлений внутренней и внешней политики государства. Ежегодно Президент обращается к Федеральному Собранию Российской Федерации с ежегодными посланиями о положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики. Представляя Российскую Федерацию в международных отношениях, он ведет переговоры и подписывает международные договоры и соглашения в области стандартизации, метрологии и сертификации.
--------------------------------
<2> См.: Лончаков А.П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики: Учеб. пособие. Хабаровск, 1999. С. 26.
Правительство Российской Федерации, возглавляя систему государственных органов исполнительной власти, в соответствии со ст. 114 Конституции Российской Федерации обеспечивает проведение в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет регулирование экономических процессов, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей российской экономики, вырабатывает государственную социально-экономическую политику, в том числе в области здорового питания населения, и принимает меры к ее реализации. Основной задачей национальной политики в области здорового питания населения является создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей высокое качество и безопасность пищевых продуктов <3>. Общая логика экономической политики Правительства Российской Федерации предполагает модернизацию экономики при сокращении вмешательства государства в хозяйственную деятельность и дальнейшую либерализацию рынков, что в итоге будет способствовать реформированию системы технического регулирования путем сокращения излишних контрольных функций государственных органов с одновременным повышением роли гражданско-правовых институтов, обеспечивающих качество продовольствия на внутреннем потребительском рынке страны.
--------------------------------
<3> См.: Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года: одобрена Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1998 г. N 917 // Собрание законодательства РФ. 1998. N 34. Ст. 4083.
Органы государственного управления в области обеспечения качества и безопасности товаров, обладающие межотраслевой компетенцией, наделены полномочиями надведомственного характера, содержанием которых является специализированная межотраслевая координация и функциональное регулирование по вопросам, отнесенным к их компетенции. В ходе осуществления исполнительно-распорядительной деятельности органы межотраслевой компетенции выполняют общие специализированные функции для всех или большинства отраслей и сфер управления <4>. Федеральным органом исполнительной власти межотраслевой компетенции в области государственного управления качеством товаров является Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, которое в соответствии с Положением о нем, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 <5>, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию в сфере экономического развития, внешнеэкономической деятельности, торговли, предпринимательства и малого бизнеса. Данное Министерство на основании и во исполнение действующего законодательства самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ по вопросам формирования программ и планов социально-экономических реформ; торгово-экономических отношений с иностранными государствами, государствами - участниками СНГ; внутренней торговли; применения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер при импорте товаров; нетарифного и тарифного регулирования экспорта и импорта товаров; государственного регулирования в экономике; создания механизмов негосударственного регулирования (саморегулирования) предпринимательской деятельности; создания российским экспортерам товаров и услуг благоприятных условий для доступа на рынок зарубежных стран.
--------------------------------
<4> См.: Административное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. Ю.М. Козлова, Л.Л. Попова. М., 2001. С. 516; Лончаков А.П. Предмет и система административного права Российской Федерации: Учеб. пособие. Хабаровск, 1999. С. 105; Лончаков А.П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики: Учеб. пособие. Хабаровск, 1999. С. 29.
<5> См.: Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 27 августа 2004 г. N 443 (в ред. Постановления Правительства РФ от 20.05.2005 N 312) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 15. Ст. 1480.
Органы межотраслевого управления, занимая особое положение в сфере обеспечения качества продовольственных товаров, несут ответственность за состояние и развитие порученной им сферы управления. Среди административно-правовых методов, применяемых государственными органами, наделенными межотраслевой компетенцией, в процессе реализации возложенных на них полномочий, можно выделить координацию действий органов управления в данной сфере при выполнении общегосударственных или межотраслевых задач. Причем важное значение в процессе осуществления межотраслевого управления, по мнению А.П. Лончакова, имеет устранение несогласованности в действиях органов исполнительной власти на всех уровнях.
Органы отраслевой компетенции осуществляют руководство подведомственными им отраслями. Объектом отраслевого управления является отрасль, т.е. совокупность субъектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и формы собственности, разрабатывающих или производящих продукцию отдельных видов однородного потребительского или функционального назначения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Лончаков А.П. Административно-правовая организация механизма управления собственностью в сфере экономики: Учеб. пособие. Хабаровск, 1999. С. 28 - 30.
К органам отраслевой компетенции в сфере управления качеством товаров относятся Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ, Министерство промышленности и энергетики РФ, которые вырабатывают государственную политику и осуществляют нормативно-правовое регулирование в порученной сфере деятельности:
а) Минздравсоцразвития России - в сфере защиты прав потребителей, санитарно-эпидемиологического благополучия населения <7>;
--------------------------------
<7> См.: Положение о Министерстве здравоохранения и социального развития Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 31.12.2004 N 904, от 28.04.2006 N 254) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 28. Ст. 2898.
б) Минсельхоз России - в сфере агропромышленного комплекса (включая животноводство, ветеринарию, регулирование рынка сельскохозяйственного сырья и продовольствия, пищевую и перерабатывающую промышленность, производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции) <8>;
--------------------------------
<8> См.: Положение о Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации: утв. Постановлением Правительства РФ от 24 марта 2006 г. N 164 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 29.03.2007 N 192, от 01.11.2007 N 735) // Собрание законодательства РФ. 2006. N 14. Ст. 1543.
в) Минпромэнерго России - в сфере технического регулирования <9>.
--------------------------------
<9> См.: Положение о Министерстве промышленности и энергетики: утв. Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2004 г. N 284 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 10.09.2004 N 477, от 26.01.2005 N 40) // Собрание законодательства РФ. 2004. N 25. Ст. 2566.
Иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с предоставленной компетенцией наделены функциями по контролю и надзору в области обеспечения качества и безопасности продовольственных товаров.
Государственный контроль и надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов согласно установлениям ст. 13 Федерального закона от 2 января 2000 г. "О качестве и безопасности пищевых продуктов" <10> осуществляется федеральными органами исполнительной власти по следующим направлениям: а) государственный санитарно-эпидемиологический надзор; б) государственный ветеринарный надзор; в) государственный контроль и надзор за качеством и безопасностью зерна и продуктов его переработки; г) государственный контроль в области торговли, качества товаров и услуг, защиты прав потребителей; д) государственный надзор в области технического регулирования.
--------------------------------
<10> Собрание законодательства РФ. 2000. N 2. Ст. 150.
Перечень данных органов был установлен Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987 <11> "О государственном надзоре и контроле в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов" и включает в себя органы и учреждения государственной санитарно-эпидемиологической и государственной ветеринарной службы; государственный комитет по стандартизации и метрологии, государственную хлебную инспекцию при Правительстве РФ, государственную инспекцию по торговле, качеству товаров и защите прав потребителей и их территориальные органы.
--------------------------------
<11> Собрание законодательства РФ. 2001. N 1 (ч. 2). Ст. 123.
Отметим, что данный нормативно-правовой акт до сих пор не был приведен в соответствие с положениями Указа Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 <12> "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти". На фоне происходящего процесса реформирования действующей системы государственного управления в Российской Федерации в рамках реализации начального этапа административной реформы в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 образована новая система контрольно-надзорных органов в области обеспечения качества пищевых продуктов.
--------------------------------
<12> См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" (в ред. Указа Президента РФ от 11.10.2007 N 1359) // Рос. газ. N 50. 2004. 12 марта.
В частности, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) осуществляет контрольно-надзорную деятельность за соблюдением законодательства в области ветеринарии, в том числе в пунктах пропуска через Государственную границу РФ <13>, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) - за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей, правил продажи отдельных предусмотренных законодательством видов товаров. Кроме того, данная служба осуществляет государственный санитарно-эпидемиологический надзор, санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу, занимается регистрацией отдельных видов продукции, в том числе пищевых продуктов, впервые ввозимых на территорию Российской Федерации <14>.
--------------------------------
<13> См.: Положение о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору: утв. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 N 327 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 04.08.2005 N 491, от 23.05.2006 N 305, от 19.06.2006 N 382, от 20.11.2006 N 704, от 14.12.2006 N 767, от 01.11.2007 N 735) // Рос. газ. N 150. 2004. 15 июля.
<14> См.: Положение о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучию человека: утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 322 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.2006 N 305, от 14.12.2006 N 767) // Рос. газ. N 144. 2004. 8 июля.
Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование) в настоящее время осуществляет контроль и надзор за соблюдением обязательных требований государственных стандартов и технических регламентов (до принятия Правительством РФ решения о передаче этих функций другим федеральным органам исполнительной власти) <15>.
--------------------------------
<15> См.: Постановление Правительства РФ "О Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии" от 17 июня 2004 г. N 294 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2004 N 584, от 05.09.2006 N 541) // Рос. газ. N 130. 2004. 22 июня.
Таким образом, происходящее в Российской Федерации реформирование системы государственного управления, вызванное потребностью повышения эффективности государственного аппарата, затронуло главным образом федеральный уровень органов исполнительной власти. Вместе с тем до сих пор новая система и структура федеральных органов исполнительной власти, организационное разделение функций между ними, в том числе в сфере регулирования экономической деятельности, не были учтены в отдельных правовых актах управления. Считаем, что определенные изменения должны быть внесены в главы 23 и 28 КоАП РФ (закрепляющие систему государственных органов и должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях), а также в Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2000 г. N 987, устанавливающее круг государственных органов, уполномоченных на осуществление функций по контролю и надзору в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.