Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВИЛ МИГРАЦИОННОГО УЧЕТА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ЛИЦ БЕЗ ГРАЖДАНСТВА
О.М. ДОРОШЕНКО, А.А. МОРУКОВА
На территории Российской Федерации имеют место режимные правила пребывания и проживания для граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства. Указанные правила предназначены для учета населения, контроля государства за его перемещением, а также для обеспечения реализации прав и законных интересов граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации в полном объеме.
Несовершеннолетние граждане Российской Федерации, получая свои первые документы и регистрируясь в установленном порядке, становятся полноправными участниками данных правоотношений, иностранные граждане и лица без гражданства, их дети, не достигшие 18-летнего возраста, также являются участниками данных правоотношений, что определяет необходимость осуществления ряда функций, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в сфере соблюдения правил проживания и пребывания для лиц, не достигших совершеннолетия.
Основные требования режимов проживания и пребывания граждан на территории Российской Федерации целесообразно классифицировать по определенным критериям, что имеет решающее значение для реализации полномочий подразделениями по делам несовершеннолетних органов внутренних дел. В качестве критериев можно определить характеристику субъекта правоотношений в зависимости от возраста и отношения к гражданству <1>.
--------------------------------
<1> Завьялов И.А., Зуева А.С. Криминологическая характеристика экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 7. С. 68 - 70.
Так, в зависимости от возраста субъекты могут быть классифицированы на совершеннолетних и несовершеннолетних. Если речь идет о гражданах иных государств либо лиц без гражданства, то классификация осуществляется по принципу достижения лицом 18-летнего возраста, то есть на достигших и не достигших 18-летия.
По отношению к гражданству России различают граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.
Отметим, что Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дифференцировал по объекту административные правонарушения, совершаемые гражданами России, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства, при совершении ими нарушений правил пребывания и проживания. Так, в случае совершения данных нарушений гражданами России это правонарушения, посягающие на порядок управления; в случае совершения иными лицами это правонарушения в области защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации <2>.
--------------------------------
<2> Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (гл. 18, 19).
Для осуществления регистрационного учета несовершеннолетних граждан Российской Федерации необходимо предъявить документы, удостоверяющие личность. Это может быть паспорт гражданина Российской Федерации; свидетельство о рождении (для лиц, не достигших 14-летнего возраста); паспорт, удостоверяющий личность гражданина Российской Федерации за пределами Российской Федерации (для лиц, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации).
Нормы Семейного кодекса РФ о праве ребенка на семейное воспитание согласуются с правилом, установленным в п. 2 ст. 20 Гражданского кодекса РФ, где место жительства несовершеннолетних, не достигших 14 лет, определяется как место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. Регистрация по месту пребывания несовершеннолетних граждан, не достигших 14-летнего возраста, осуществляется на основании документов, удостоверяющих личность находящихся вместе с ними родителей (усыновителей, опекунов) или близких родственников, а также свидетельства о рождении этих несовершеннолетних с выдачей свидетельства о регистрации по месту пребывания <3>.
--------------------------------
<3> Дубровская И.А. Права ребенка: пособие. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.
Конкретных сроков, в пределах которых должна быть осуществлена регистрация по месту жительства новорожденного ребенка, законодательством не установлено, что представляет достаточно серьезную проблему с точки зрения защиты прав и свобод несовершеннолетних <4>.
--------------------------------
<4> Зуева А.С. Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 1. С. 145 - 149.
Имеют место и другие проблемы. Так, достаточно часто бывает, что родители забывают подать сведения о детях, проживающих с ними, в паспортную службу по месту своего жительства, и дети проживают с ними без регистрации вплоть до достижения школьного возраста. На практике бывают прецеденты, при которых причиной отсутствия регистрации явились злоупотребления работников "паспортной службы", которые отказываются регистрировать ребенка, пока родители не заплатят штраф за "проживание без регистрации по месту пребывания или по месту жительства", ответственность за которое предусмотрена ст. 19.15 КоАП РФ.
Стоит обратить внимание, что ст. 19.15 КоАП РФ может применяться только по отношению к совершеннолетним гражданам за нарушение ими 7-дневного срока подачи документов на регистрацию в орган регистрационного учета, который установлен ст. 6 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" и п. 16 Постановления Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию". Возможно, возложение ответственности на родителей на несвоевременную регистрацию несовершеннолетних переломило бы данную ситуацию <5>.
--------------------------------
<5> Дорошенко О.М. Реализация полномочий полиции в сфере миграционных потоков по противодействию правонарушениям несовершеннолетних // Миграционное право. 2015. N 1. С. 26.
В соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан с регистрационного учета приемный родитель обязан зарегистрировать приемного ребенка в течение трех дней с момента его прибытия (пп. 9, 29 Правил) <6>. Регистрация воспитанника приемной семьи по месту его пребывания осуществляется без снятия с регистрационного учета по месту его основного жительства (п. 15 Правил). Действующее законодательство устанавливает общее правило, согласно которому после заключения договора о приемной семье родитель-воспитатель должен проживать совместно со своим воспитанником. Однако место их дальнейшего проживания строго не регламентируется <7>.
--------------------------------
<6> Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".
<7> Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
Регистрация несовершеннолетних детей по месту пребывания родителей (усыновителей, опекунов) является достаточно удобной и несложной процедурой, она производится независимо от согласия следующих лиц <8>:
--------------------------------
<8> Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".
- нанимателей и всех совместно проживающих с ними членов их семей, в том числе с временно отсутствующими членами их семей, при условии проживания в домах государственного или муниципального жилого фонда;
- собственников жилых помещений;
- правлений жилищно-строительных или жилищных кооперативов, если члены кооперативов не являются собственниками данных жилых помещений.
Таким образом, общие требования соблюдения режима пребывания и проживания для несовершеннолетних граждан России сводятся к необходимости иметь документы, удостоверяющие личность, а также соблюдать требования регистрации по месту жительства и пребывания.
Контроль за соблюдением регистрационных правил гражданами во взаимодействии с территориальными органами ФМС осуществляет участковый уполномоченный полиции <9>, что определяет необходимость взаимодействия указанных подразделений. При выявлении нарушений правил регистрации несовершеннолетних участковый вступает во взаимодействие с сотрудниками подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
--------------------------------
<9> Морукова А.А., Калинина С.В. Деятельность участкового уполномоченного полиции в контроле за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства // Миграционное право. 2015. N 4. С. 3 - 5.
Далее рассмотрим основные элементы процедуры регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства, не достигших 18-летнего возраста. Данные категории граждан могут быть зарегистрированы как по месту пребывания, так и по месту жительства. Следует иметь в виду, что по месту жительства иностранные граждане подлежат процедуре регистрации, а по месту пребывания - учету.
Постоянно или временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин, обладающий правом пользования жилым помещением, находящимся на территории Российской Федерации, для осуществления регистрации по месту жительства в течение семи рабочих дней с даты получения иностранным гражданином разрешения на временное проживание или вида на жительство либо с даты его прибытия по месту пребывания подает непосредственно в территориальный орган Федеральной миграционной службы по месту нахождения жилого помещения индивидуальное заявление иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства установленной формы (далее - заявление о регистрации) <10>.
--------------------------------
<10> Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
Заявление о регистрации гражданина иностранного государства, не достигшего 18-летнего возраста, подается его родителем или иным законным представителем от его имени, где в обязательном порядке указываются сведения о законном представителе (родителе, усыновителе, опекуне, попечителе) этого гражданина. При этом нет нормативного понятия документа, удостоверяющего личность для иностранного гражданина, не достигшего 18-летнего возраста.
Иностранные граждане, пребывающие в Российскую Федерацию временно, а равно постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства, обязаны встать на учет по месту пребывания. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего или временно пребывающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее 3-х рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания.
Для иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, документом, подтверждающим его право на временное пребывание в Российской Федерации, является миграционная карта. Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, постоянно проживающего в Российской Федерации, подается в территориальный орган Федеральной миграционной службы не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания. Заявление о регистрации и уведомление о прибытии заполняются на каждого иностранного гражданина <11>. При этом заявления подаются лично дееспособным иностранным гражданином, достигшим 18-летнего возраста. Встать на миграционный учет самостоятельно, без участия принимающей стороны, могут только постоянно проживающие в России иностранные граждане, имеющие вид на жительство.
--------------------------------
<11> Приказ ФМС РФ от 29 августа 2013 г. N 364 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации".
Нарушение паспортно-регистрационных правил не только нарушает установленные режимные требования, но и существенно осложняет контроль уполномоченных органов в сфере защиты прав несовершеннолетних, профилактику совершения ими правонарушений, негативно влияет на некоторые административные процедуры.
Так, некоторая часть материалов не рассматривается на заседаниях комиссии по делам несовершеннолетних из-за нарушения сроков их рассмотрения, что обусловлено рядом технических и организационных причин, связанных со сроками пересылки документов; определенной периодичностью проведения заседаний; уклонением родителей от явки на заседания; отсутствием у родителей средств на погашение штрафов и др. <12>. Материалы об административных правонарушениях лиц, не имеющих постоянного места пребывания на территории, где совершено правонарушение, как правило, остаются без рассмотрения. В большинстве случаев они направляются по месту регистрации данных граждан, хотя имеет место факт того, что правонарушители там не живут <13>.
--------------------------------
<12> Дорошенко О.М. Реализация полномочий полиции в сфере миграционных потоков по противодействию правонарушениям несовершеннолетних // Миграционное право. 2015. N 1. С. 26.
<13> Дубровская И.А. Права ребенка: пособие. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.
Несоблюдение требований регистрационного и паспортного учетов может явиться причиной того, что дети попадают в категорию беспризорных, то есть не имеющих места жительства и (или) места пребывания <14>.
--------------------------------
<14> Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2010. N 1.
По причине значительного количества задерживаемых безнадзорных несовершеннолетних, являющихся гражданами иностранных государств или лицами без гражданства, по-прежнему остается актуальным вопрос создания специализированных учреждений для содержания мигрантов-родителей с несовершеннолетними детьми, нарушившими режим пребывания, с целью решения вопроса об их дальнейшем выдворении с территории Российской Федерации. Это приводит к серьезным неблагоприятным последствиям, одно из которых - безнадзорность несовершеннолетних, что предполагает не только отсутствие или значительное ослабление контроля над формированием личности и поведением подростков, но предусматривает также и бесконтрольное перемещение несовершеннолетних как в границах одного территориального образования, так и далеко за его пределами.
Подводя итог, отметим, что в настоящее время имеют место серьезные проблемы в вопросах соблюдения миграционных требований, применяемых к лицам, не достигшим совершеннолетия, что касается как граждан Российской Федерации, так и иностранных граждан, и лиц без гражданства. В статье отмечается, что имеют место случаи, когда либо родители не регистрируют детей по месту проживания, либо должностные лица уполномоченных органов отказывают в регистрации по ряду объективных причин, что в целом потенциально может привести к тому, что ребенок получает статус беспризорного со всеми вытекающими отсюда негативными последствиями. Считаем, что все граждане Российской Федерации должны быть обязательно зарегистрированы по месту жительства, при этом необходимо законодательно установить время, в течение которого новорожденный гражданин должен быть зарегистрирован по месту жительства, к примеру, этот период может быть равен 30 календарным дням. Подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел, иные уполномоченные органы и организации должны иметь возможность осуществлять защиту прав несовершеннолетних граждан, профилактику их противоправного поведения, выявлять и пресекать административные правонарушения и преступления, совершаемые несовершеннолетними. То же самое касается и граждан иностранных государств и лиц без гражданства, не достигших восемнадцатилетнего возраста. Они также в обязательном порядке должны быть зарегистрированы по месту жительства или пребывания, а в случае незаконного пересечения границы Российской Федерации ими необходимо обеспечить гуманные условия для пребывания указанных лиц в специализированных учреждениях до момента их депортации. Считаем, что такая категория граждан, независимо от того, являются ли они гражданами Российской Федерации либо иностранного государства, либо не имеют гражданства, нуждается в особом внимании со стороны органов государственного управления, поэтому необходимо с особым вниманием относиться к правовому регулированию вопросов миграционного учета, их соблюдению, так как отсутствие должного учета приводит к негативным последствиям, связанным с ростом правонарушений несовершеннолетних, их беспризорности и иным отрицательным тенденциям.
Литература
1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ // СПС "КонсультантПлюс".
2. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. N 120-ФЗ "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // СПС "КонсультантПлюс".
3. Постановление Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 "Об утверждении Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию".
4. Постановление Правительства РФ от 8 июля 1997 г. N 828 "Об утверждении Положения о паспорте гражданина Российской Федерации, образца бланка и описания паспорта гражданина Российской Федерации".
5. Постановление Правительства РФ от 15 января 2007 г. N 9 "О порядке осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации".
6. Приказ ФМС РФ от 29 августа 2013 г. N 364 "Об утверждении Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой государственной услуги по осуществлению миграционного учета в Российской Федерации".
7. Дорошенко О.М. Реализация полномочий полиции в сфере миграционных потоков по противодействию правонарушениям несовершеннолетних // Миграционное право. 2015. N 1. С. 26.
8. Дубровская И.А. Права ребенка: пособие. М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2008.
9. Жиляева С.К. Проблемные вопросы профилактики преступности несовершеннолетних // Российский следователь. 2010. N 1.
10. Зуева А.С. Зарубежный опыт установления денежного довольствия сотрудников правоохранительных органов, временно проходящих службу за границей // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 1. С. 145 - 149.
11. Завьялов И.А., Зуева А.С. Криминологическая характеристика экономических преступлений // Вестник Московского университета МВД России. 2014. N 7. С. 68 - 70.
12. Морукова А.А., Калинина С.В. Деятельность участкового уполномоченного полиции в контроле за соблюдением иностранными гражданами миграционного законодательства // Миграционное право. 2015. N 4. С. 3 - 5.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.