Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
РОССИЙСКАЯ ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА И ГОСТИНЫЕ ДВОРЫ (XVI - XVIII ВВ.)
В.Г. БАЛКОВАЯ
В свете происходящей в современной России реформы государственного управления особую актуальность приобретают историко-правовые исследования, посвященные ранним этапам становления и развития системы исполнительной власти. Обращение к историческому опыту российской государственной службы позволит лучше понять сущностные моменты, характеризующие этот важный феномен в современной юридической науке. В истории отечественного административного права достаточно важное место занимает история создания и становления российской таможенной службы как особого направления деятельности и как особой организационной структуры государства. Таможенная служба исторически исполняла важную задачу в сфере государственного финансового управления, организуя и координируя систему косвенного налогообложения в московском централизованном государстве и на первом этапе становления Российской империи (XV - XVIII вв.). Среди организационных структур таможенной системы того исторического периода достаточно важное место занимали гостиные дворы, фактически исполнявшие роль таможенной инфраструктуры.
Практика создания торговых подворий была широко распространена в Средневековье в подавляющем большинстве стран, где они организовывались по типу землячеств. Это было удобно для иноземных и иногородних купцов, т.к. по прибытии в чужой город перед ними традиционно вставал ряд организационных проблем - где складировать товар, где торговать, где жить самому купцу и его приказчикам. В гостиных дворах существовали амбары, предназначенные для хранения товаров, торговые лавки, жилые помещения.
Практика компактного заселения иноземных купцов была удобна не только для них, но и для государства, т.к. при этом было легче следить за их поведением, а также организовывать таможенное обложение внутренних торговых операций. Именно поэтому в Российском государстве произошло сращивание гостиных дворов с таможенной системой.
Гостиные дворы создавались практически во всех крупных торговых центрах Московского государства, в небольших городах такой двор существовал в единственном числе, в более крупных их могло быть несколько. Так, имеются свидетельства о существовании в Пскове двух дворов - гостиного и немецкого [1. С. 106], в Великом Новгороде трех - Тверского, Псковского и Немецкого [2. С. 35]. Наибольшее количество гостиных дворов в XVII в. - восемь - по свидетельству П.П. Мельгунова, существовало в столице Российского государства Москве. Среди них ведущими были Старый и Новый, расположенные в непосредственной близости от Кремля и Большой Московской таможни, именно в них осуществлялись оформительские таможенные процедуры. Остальные дворы, созданные по национальному признаку - Персидский, Шведский, Литовский, Армянский, Греческий, Английский [3. С. 8] - в значительной мере напоминали традиционные торговые подворья.
Первые упоминания о гостиных дворах в связи с организацией таможенного дела относятся к правлению царя Ивана Васильевича Грозного. Связано это было с реформой местного управления - появлением земских, зубных, таможенных изб как органов местного управления, а также возникновением "верного" способа государственной службы, при котором штаты органов местного управления укомплектовывались за счет местного посадского населения в порядке государственной повинности, причем обязанности исполнялись безвозмездно в течение одного года.
Достаточно часто к отправлению должностей в верных таможнях привлекались представители купечества. Это объяснялось несколькими причинами. Во-первых, люди, сведущие в торговле, лучше могли определить стоимость облагаемого пошлинами товара. Во-вторых, многие торговцы были неплохо для своего времени образованы и могли вести отчетную документацию. В-третьих, важным моментом было то, что они были состоятельны, ведь в случае недобора таможенных платежей недоимки могли взыскиваться из личных средств таможенников.
Гостиные дворы в московском централизованном государстве были непосредственно связаны с таможенной системой, это было единственное место в городе, где велся официальный торг иногородних купцов, а также совершались оптовые сделки. Так как внутренние торговые операции облагались таможенными пошлинами, в большинстве городов таможенная изба располагалась либо на самом гостином дворе, либо примыкала к нему. Гостиные дворы были определенным образом обустроены, была обеспечена их охрана. Уже в начале XV в. в Москве гостиный двор, расположенный в районе Китай-города, был обнесен каменной стеной. Новый гостиный двор, строившийся в середине XVII в., имел дополнительно каменные лавки и амбары [4. С. 87]. В целом гостиный двор выглядел как прямоугольная площадь, обнесенная каменной или деревянной стеной крепостного типа с башнями по углам и над воротами. По внутренним сторонам стен устраивались двух-, трехэтажные торговые и складские помещения [5. С. 54].
Уже в уставной таможенной грамоте 1577 г., выданной верным таможенникам Великого Новгорода, предписывалось всем иногородним купцам останавливаться с товарами в гостином дворе, "а опричь гостиных дворов торговым людям с товаром не ставиться" [2. С. 35]. Эта норма играла важнейшую роль в таможенных оформительских процедурах вплоть до середины XVIII в. и неоднократно дублировалась в актах законодательства различного уровня.
Несоблюдение нормы о размещении в гостином дворе влекло серьезное наказание, размер и форма которого могли значительно варьироваться в разных городах и в разные исторические периоды. Чаще всего это была конфискация, причем наказанию подлежали как купец, так и владелец подворья - и товар, и частный двор должны были быть конфискованы на Великого государя. Учитывая серьезность юридических последствий для нарушителя, эта санкция осуществлялась не выборными таможенниками, а представителем царской администрации - "государевым дьяком, который дьяк по государеву указу товар их велит имать на государя, по тому же, как на Москве" [2. С. 24]. В частности, такая мера наказания предусматривалась уставной таможенной грамотой Великому Новгороду 1571 г.
Другой, более мягкий подход к несоблюдению нормы о размещении в гостином дворе, был закреплен в уставной грамоте, выданной Суздалю в 1606 г. Здесь также наказанию подлежали и владелец частного подворья, и купец, но наказание назначалось в виде денежных штрафов: полполтины с владельца двора, пустившего иногороднего купца; полполтины с купца-нарушителя в качестве общего штрафа и дополнительный штраф в зависимости от стоимости товара. Также купец-нарушитель должен был уплатить четыре деньги "хоженого" в счет оплаты работы пристава [1. С. 100].
Таможенные процедуры, связанные с гостиными дворами, приобрели общероссийский характер после включения нормы о них в Торговый устав 1653 г., положивший начало таможенной реформе царя Алексея Михайловича. После этого снова было ужесточено наказание за несоблюдение нормы о размещении в гостином дворе. В соответствии с Наказом Большой Московской таможне 1681 г. предписывалось: "...и того человека (который пустил) двор, и животы (движимое имущество), и того торгового человека товар взяти на Великого государя бесповоротно, да им же за то быть в смертной казни" [1. С. 183]. В практике смертная казнь обычно заменялась торговой - битьем кнутом на торговой площади, а нередко власти ограничивались только конфискацией. Однако и такая санкция была несоразмерна тяжести проступка. Таким образом, государственное регулирование внутренней торговли в централизованном государстве носило жесткий репрессивный характер, за нарушение фискального государственного интереса, связанного с наполнением государственной казны, предусматривались как имущественные, так и суровые личные санкции.
Для того чтобы обеспечить порядок в гостиных дворах, уставные грамоты предписывали таможенным целовальникам во время отправления службы самим там жить, "чтобы никакого лиха во дворах не было". В качестве такого лиха подразумевались кражи, поджоги, пьяные дебоши, в связи с чем гостиные дворы традиционно имели таможенных сторожей. Кроме того, подразумевался и разврат, поэтому отдельно прописан был запрет держать на гостиных дворах женщин [2. С. 25]. Необходимость включения в текст нормативного документа этой оговорки дает основания предполагать, что такая практика существовала.
Гостиные дворы в разных городах были образованы в разное время. Например, гостиные дворы в Великом Новгороде были преобразованы из торговых подворий, существовавших там исторически, известных еще с XII в.; уже в XV в. существовал гостиный двор в Китай-городе в Москве [6. С. 609]. Однако в централизованном государстве гостиные дворы стали планомерно создаваться во всех торговых центрах, в том числе во вновь образованных. Например, в 1584 г. был основан порт в устье северной Двины - селе Новые Холмогоры (с 1610 г. - Архангельск), и уже в уставной грамоте 1588 г. предписывалось "людям ставитись на гостине ж дворе, а опричь гостина двора иногородцам нигде не ставитись" [1. С. 83].
Таможенники на гостиных дворах не только проводили таможенное оформление, но и оказывали сопутствующие услуги. Это направление работы было усилено во второй половине XVII в., после проведения таможенной реформы царя Алексея Михайловича. Например, после проведения реформы мер предписывалось иметь в гостиных дворах запас "орленных" (запечатанных гербами) аршинов и гирь, которые надлежало выдавать купцам. За пользование ими купец должен был внести установленную оплату, в частности прокат аршина стоил гривну [1. С. 187].
В 1683 г. на Новом гостином дворе в Москве была введена дополнительная услуга - взвешивание больших партий товара на тяжелых весах-контарях. В предшествующий период эту работу выполняли стрельцы, получая за нее определенную плату, что являлось одной из привилегий стрелецких полков. Теперь же взвешивание товаров и охрана весов, так же как и все остальные оформительские процедуры, передавались верным таможенникам, которые несли свою службу безвозмездно. В Именном указе от 16 августа 1683 г. предписывалось "таможенным и гостина двора сторожам за работу с торговых людей, которые учнут весить всякие товары, запросами и уговором и насильством и никакими приметами отнюдь ни с кого ничего не имать, а имать у тех, кто что даст им добровольно в почесть" [1. С. 200]. Если же таможенники будут вынуждать купцов к оплате своих услуг, то "за то их воровство бить их кнутом без всякой пощады".
Из этого видно, что государственная репрессия предусматривалась не только для купцов, но и для должностных лиц таможен, виновных в неисполнении или ненадлежащем исполнении таможенных правил.
В начале XVIII в. гостиные дворы повсеместно сохраняются, более того, продолжают создаваться новые. Так, одним из первых капитальных сооружений Санкт-Петербурга был гостиный двор [7. С. 29].
Государство в это время уделяет значительное внимание совершенствованию регламентации деятельности гостиных дворов. Например, в 1725 г. Сенатским указом на гостиных дворах был введен "караул из купечества" для предотвращения хищений товаров [8], в 1737 г. другим Указом закреплялась независимость функционирования гостиных дворов от местной администрации [9], много внимания уделялось борьбе с торговлей на гостиных дворах "неявленными товарами" [10]. В первой половине XVIII в. активно продолжали строиться новые гостиные дворы, которые рассматривались как часть таможенной инфраструктуры. Например, еще в 1739 г. на заседании Кабинета министров Анны Иоанновны рассматривался вопрос о строительстве таможни и гостиного двора в Туле [11].
Несмотря на это, в XVIII в. значение внутреннего таможенного обложения неуклонно снижается, в связи с постепенной переориентацией таможенного дела на регулирование внешнеэкономической деятельности. Это ведет к переосмыслению роли и значения гостиных дворов.
В фондах Российского государственного архива древних актов отложился любопытный документ периода правления императрицы Елизаветы Петровны - "Рассуждение о пользе и вреде гостиного двора", поступившее из фондов Министерства иностранных дел. В нем, в частности, отмечалось всего два достоинства гостиных дворов: 1) для государства - простота сбора полавочного налога (составлял 13 рублей в год), 2) для населения - большое разнообразие товаров в одном месте.
Вместе с тем отмечался целый ряд недостатков такой организации торговли, важнейшим из которых признавалось то, что большая скученность лавок вела к постоянной угрозе пожара. Для его предотвращения повсеместно практиковался запрет освещения и обогрева лавок, что в зимнее время вело к массовому пьянству продавцов и нарушению ими благочиния в городах. Кроме того, по мере разрастания городов при отсутствии общественного транспорта для жителей многих районов города поход за покупками превращался в целое событие.
Автор указанного "Рассуждения" видел будущее развития торговли в рассредоточении ее по отдельным домам, создании небольших лавок в различных районах. Вместе с тем он отмечал, что "гостиный двор при таможне полезен и распространить его надобно для продажи валовых товаров, которые в домы не вмещаются" [12. Л. 4 об.]
Таким образом, в XVI - XVII вв., когда таможенное дело было ориентировано на обложение внутренних торговых операций, гостиные дворы играли важную роль в организации таможенных процедур. Они создавались во всех крупных городских центрах Российского государства, располагались в непосредственной близости к таможенным избам и обслуживались верными таможенниками. На гостиных дворах производилось таможенное оформление товаров ("явка"), их складирование и хранение, предоставлялись услуги, связанные с розничной и оптовой торговлей товарами - взвешивание на таможенных весах-контарях, прокат аршинов, гирь и весов.
После проведения в середине XVIII в. таможенной реформы, которая привела к отмене внутреннего таможенного обложения и полной переориентации таможенного дела на регулирование внешнеэкономической деятельности, произошла ликвидация внутренних таможен. Это привело к изменению значения гостиных дворов, которые в новых исторических условиях утратили свое административное значение и фактически превратились в один из видов торговых предприятий - универсальные магазины, сохранившись в таком значении в ряде старых российских городов.
Литература
1. Таможенное дело России: Сборник документов и материалов / Под общ ред. В.Ф. Кругликова. В 5 т. М.: Автор, 1997. Т. 1. 390 с.
2. Великий Новгород во второй половине XVI в.: Сборник документов / Сост. К.В. Баранов. СПб.: Д. Буланин, 2001. 276 с.
3. Мельгунов П.П. Очерки по истории русской торговли // Москва. Купечество. Торговля. XV - начало XX века / Сост. А.Р. Андреев. М.: Крафт+, 2007. С. 3 - 64.
4. Кулишер И.М. Московские городские ряды и гостиный двор // Москва. Купечество. Торговля. XV - начало XX века. С. 86 - 96.
5. Бакланова Н.А. Постройка нового гостиного двора в Москве в 1660 - 1665 гг. // Академику Б.Д. Грекову ко дню семидесятилетия. М., 1952. С. 47 - 62.
6. Советская историческая энциклопедия: В 16 т. М., 1963. Т. 4. 1071 с.
7. Таможенная служба Санкт-Петербурга (1703 - 2003 гг.) / Сост. И.И. Мушкет, Н.С. Нижник, Н.В. Симонова; под ред. В.И. Вьюнова. СПб.: Сатис, 2003. 335 с.
8. Указ Правительствующего Сената от 24 февраля 1725 г. "О содержании караула на гостином дворе от купечества" // ПСЗРИ. Т. VII. N 4666. С. 426 - 427.
9. Именной указ от 20 марта 1737 г. "О запрещении вступать губернаторам и воеводам в отданные в Ратушу сборы; о привозе торговым людям всяких товаров на гостиные дворы или в таможни; о торговании купецким людям в рядах и о доносительстве в неявке и утайке товаров" // ПСЗРИ. Т. X. N 7207. С. 86 - 92.
10. Указ Правительствующего сената от 22 января 1740 г. "О смотрении старостам гостиного двора, чтобы в лавках оного не торговали неявленными товарами и о недозволении на морском рынке торговать такими товарами, коими торговля производится на гостином дворе" // ПСЗРИ. Т. XI. N 8010. С. 13 - 14.
11. Резолюция Кабинета министров на сообщение Сената от 20 декабря 1739 г. "О построении в Туле таможни и гостиного двора" // ПСЗРИ. Т. XI. N 8010. С. 979 - 980.
12. РГАДА. Ф. 19 (разряд XIX) Оп. 1. Д. 350. 4 л.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.