Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
СООТНОШЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ДЕЛИКТОЛОГИИ КАК НАУКИ И УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
А.Н. ДЕРЮГА
Современное состояние административной деликтологии характеризуется достижениями, которые в большей степени носят конструкционный характер. Это связано с необходимостью скорейшей разработки элементов состава данного научного направления, без которых трудно вести целенаправленные исследования социальных основ административной деликтности. Сделано многое. Усилиями таких ученых, как В.И. Ремнев, В.Е. Додин, В.П. Лозбяков, Э.Е. Гензюк, Н.П. Мышляев, были выработаны концептуальные пути развития административной деликтологии, предметная область, сформулированы выводы о наиболее перспективных ее направлениях, о соотношении с другими науками и научными направлениями.
Однако накопленный багаж знаний о социальной стороне административной деликтности крайне слабо востребован. Этому есть ряд объективных и субъективных причин.
К объективным причинам можно отнести отсутствие:
- в официальном определении административного правонарушения - признака общественной опасности (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ);
- в концепции национальной безопасности - адекватной оценки существующей массы административных деликтов;
- обстоятельных и всесторонних исследований социальной стороны отдельных видов административных правонарушений;
- официальной межотраслевой статистики административных правонарушений.
К этому следует добавить наличие значительного количества преступлений, которые отвлекают внимание большого круга официальных лиц, общества, практиков и ученых от других явлений допреступного характера и т.д.
Субъективными причинами являются:
- недооценка обществом высокой взаимообусловленности административных правонарушений и преступлений;
- элементарное незнание правил, обязательных для выполнения или соблюдения;
- мнение о том, что правила для того и существуют, чтобы их нарушать;
- развитый в российском обществе правовой нигилизм и т.д.
Анализируя указанные причины, можно прийти к выводу о том, что многие из них связаны со стойким отношением общества, а вместе с ним и публичной власти к административному правонарушению как к обычному, само собой разумеющемуся явлению.
Вместе с тем в современных исследованиях все чаще обращается внимание на административные правонарушения как на элемент детерминации отдельных видов преступлений. Для этого есть ряд оснований.
Во-первых, окружающие административно-деликтные условия в местах проживания граждан (нарушение правил общежития, распитие спиртных напитков, нахождение в состоянии опьянения на улицах, в скверах, парках, на детских игровых площадках, других придомовых территориях, многочисленные нарушения различных правил безопасности и т.д.) способствуют постепенной деформации правосознания даже у тех, кто не совершал правонарушения. Это ускоряет формирование нигилистических настроений к праву, развивает нервозность, раздражительность, агрессивность в быту и, как следствие, несдержанность в действиях, зачастую не адекватных источнику раздражения. Таков сценарий большого числа бытовых преступлений.
Во-вторых, систематическое совершение административных правонарушений постепенно формирует привычку противоправного поведения, которое в крайних формах выливается в преступление. Такими противоправными действиями можно считать занятие проституцией, нарушение санитарных, бюджетных правил. Особенно это проявляется в нарушениях Правил дорожного движения.
В-третьих, ошибочная оценка собственного поведения. Замысел совершить лишь административное правонарушение нередко выливается в совершение преступления. Примером может служить нарушение правил в области охраны окружающей среды, занятие проституцией или мелкое хищение.
В-четвертых, само административно-деликтное состояние субъекта может развиться в преступление. Причем сам нарушитель может стать как преступником, так и жертвой преступления. Яркий пример тому - нахождение граждан в состоянии опьянения или ношение огнестрельного оружия, нарушение правил его хранения.
Наконец, даже те административные правонарушения, которые не могут вылиться в преступления прямым путем, косвенно могут способствовать их совершению. Например, нарушение правил торговли спиртными напитками, выраженное в их продаже несовершеннолетним. Другой пример - нарушение правил учета, хранения, транспортировки лома и отходов цветных и черных металлов. Эти административные правонарушения могут повлечь, соответственно, грубое нарушение общественного порядка (ст. 213 УК РФ), приведение в негодность объектов жизнеобеспечения (ст. 215.2 УК РФ).
Все это убедительно доказывает наличие тесной связи между административными правонарушениями и преступлениями, необходимость изменить отношение общества к административным проступкам.
Сделать это можно разными путями. Формированием интереса к административной деликтности, привлекая внимание граждан к данной проблеме через СМИ, социальную рекламу; активизацией административной политики, выраженной в увеличении количества составов административных правонарушений и ужесточении санкций за их совершение; расширением административно-деликтной статистики до социально-биологических единиц учета, что позволит получать более интересные, научно-популярные данные о структуре отдельных видов административных правонарушений, повысив, таким образом, интерес к ним профессионалов и обывателей.
Еще одним эффективным способом изменения отношения общества к административному проступку может стать корректировка учебных программ в рамках общего и специального образования, где административная деликтность могла бы изучаться сразу с нескольких сторон.
Первое. Со стороны материально-правовых категорий, когда изучаются общие положения административного проступка, его состав и особенности их квалификации. Этот объем знаний сегодня заключен в известном учебном курсе "Административная ответственность".
Второе. Со стороны изучения административно-процессуальных действий правоохранительных органов, когда исследуются действия уполномоченных органов государственной власти и их должностных лиц при возбуждении и расследовании дела об административном правонарушении, принятии соответствующего решения, его обжаловании и исполнении административного наказания. Такой пласт знаний охвачен менее распространенным учебным курсом "Административная юрисдикция".
Третье. Со стороны исследования прав и обязанностей человека, ставшего правонарушителем, потерпевшим, свидетелем, специалистом, понятым, законным представителем физического или юридического лица, наконец, специалистом, экспертом или переводчиком. Выбор статуса многих из представленных субъектов не всегда зависит от воли граждан, что требует дополнительной правовой грамотности. Она может быть получена в рамках введения, например, спецкурса "Правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях".
Четвертое. Со стороны изучения социальных основ административной деликтности, в рамках которых могут быть рассмотрены вопросы организации учета выявленных правонарушений, понимания причин совершения отдельных видов административных правонарушений, правовых механизмов выявления и устранения причин и условий совершения административных правонарушений, способов объяснения и прогнозирования административной деликтности и, конечно, социальных и правовых возможностей ее профилактики. Эти знания могут быть приобретены в рамках учебного курса "Административная деликтология".
Чтобы определить перспективы становления и дальнейшего развития учебной дисциплины, необходимо уяснить ее точки соприкосновения с соответствующим научным базисом. Это, в свою очередь, предполагает анализ соотношения научного направления и учебной дисциплины "Административная деликтология", оценку общих и отличительных особенностей указанных знаний.
Очевидно, научное направление административной деликтологии отличается от соответствующего учебного курса.
Во-первых, учебная дисциплина базируется на соответствующем научном направлении, являющемся главным и едва ли не единственным поставщиком необходимой информации для учебной дисциплины. Этот вывод строится на основе отсутствия в определении предмета административной деликтологии явно выраженной правовой базы. Конечно, она есть (КоАП РФ, законы субъектов РФ об административной ответственности, иные нормативные правовые акты, например, связанные с регулированием механизма выявления и устранения причин и условий совершения административных правонарушений), однако, в отличие от правовых отраслей знаний, предмет административной деликтологии жестко к праву не привязан. В этом смысле какие-либо изменения законодательства (если не брать глобальные, например, связанные с отменой административной ответственности) не влияют на изменение структуры и содержания административно-деликтологических исследований. Меняется лишь качество исследуемой проблемы (например, связанное с появлением новых правоотношений и, как результат, соответствующих им правоохранительных норм), сам механизм ее решения остается неизменным.
Содержание курса административной деликтологии во многом зависит от того, каковы достижения науки, насколько широко и глубоко ею исследованы фундаментные и частноделиктологические аспекты административного правонарушения.
Наука допускает несистематизированность. В ней возможны пробелы, неисследованность определенных социально-правовых явлений и даже коллизии. А курс должен быть полным, беспробельным и бесспорным.
Во-вторых, структура учебного курса должна быть более строгой. Административная деликтология, по крайней мере на первых порах, пойдет по пути создания двух относительно самостоятельных учебных частей (Общей и Особенной). В них будут рассмотрены соответственно фундаментальные основы и частные теории предупреждения отдельных видов административных правонарушений. Каждая тема учебного курса - это обособленная часть знаний, усвоить эти темы можно отдельно друг от друга, таким образом получить вполне конкретный результат. Напротив, научное направление "административная деликтология" не может развиваться без комплексного представления исследователем ее предмета. В поиске важно все. Отрывочные знания не помогут установить истинных причин административной деликтности. Именно непознанное вызывает споры, суждения, гипотезы, которые могут меняться достаточно часто. Неясность конечного результата определяет суть структуры научного направления административной деликтологии. Учебная же дисциплина определяется программой курса, т.е. путь известен заранее. В-третьих, результаты научных исследований содержатся в диссертациях, монографиях, статьях, докладах, а содержание курса административной деликтологии раскрывается в учебниках, учебных пособиях, программах, лекциях. Как правило, издательский тираж научных источников ограничен - это "штучный товар", рассчитанный на узкий круг специалистов, и наоборот, учебно-методические материалы издаются в большом количестве, с расчетом на максимально широкую аудиторию. Более того, научные издания редко переиздаются. Появление более современных научных публикаций связано с новым взглядом на исследуемую проблему, а если и не так, то это существенно отличающееся от предшественника изыскание с большим объемом количества и качества изучаемого материала. В конечном итоге научные труды становятся историей формирования и развития науки. Указанное наименьшим образом касается учебно-методических материалов. Учебники и учебные пособия часто переиздаются. Причина этого - изменение базового законодательства, формирование новых научных позиций, а также объема и структуры учебной дисциплины, наконец, износ постоянно используемой литературы. Лишь немногие учебно-методические издания интересны после их более поздних версий. К ним можно отнести учебники, содержание которых не только раскрывает априорный материал, но и указывает на существующие проблемы, порой предлагая их авторское решение.
В-четвертых, не все результаты научных исследований востребуются учебной дисциплиной. Она оперирует только наиболее значимыми для обучаемых положениями. Например, огромное количество научных работ посвящено деятельности органов внутренних дел, а в учебниках им отводится лишь небольшое число страниц. Написано много содержательных монографий, статей по вопросам государственной службы, но лишь малая толика их востребована в учебной литературе. Здесь роль играет то, сколько часов предоставляет учебный план для изучения этой отрасли права <1>. Аналогичные процессы касаются и административной деликтологии. Большого количества научных публикаций еще не достаточно для формирования содержания полноценной учебной дисциплины.
--------------------------------
<1> См.: Бахрах Д.Н. Административное право России. М., 2000. С. 57.
В-пятых, различны цели науки и учебной дисциплины. Цель науки - получение новых, общественно полезных знаний, систематизация уже существующих, критический анализ имеющихся научных гипотез, социально-правовых моделей, сравнение их с реальными общественными отношениями. Цель административной деликтологии как учебной дисциплины - в формировании знаний, умений и навыков, позволяющих обучаемым распознавать и оценивать явления и процессы, связанные с административной деликтностью, с мерами воздействия на нее, а также в повышении эффективности деятельности практических органов по предупреждению административной деликтности. Учебная дисциплина призвана довести до обучаемых, как правило, уже добытые наукой, проверенные на практике сведения, выводы, рекомендации. То есть речь идет о чисто практических знаниях, лишенных всякого сомнения.
Наряду с отличительными особенностями, между научным направлением и учебной дисциплиной "Административная деликтология" есть ряд сходных черт.
Прежде всего, общим является попытка объединения разнообразной информации об административной деликтности. Ее количество и многообразие зависят лишь от вида учебной или научной продукции. Если речь идет об учебном материале, то это учебники, курсы лекций, учебные пособия или отдельно взятые лекции по определенной теме административной деликтологии. Аккумуляторами научных знаний служат докторские или кандидатские диссертации, монографии, научно-практические пособия, аналитические обзоры и, конечно, научные статьи.
Науке и учебной дисциплине свойственна познавательная функция. Только она используется на разных стадиях. Учебная дисциплина знакомит начинающих с основами предмета административной деликтологии, известными закономерностями движения административной деликтности, взаимообусловленностями разных административных правонарушений друг с другом, с преступлениями. Здесь познавательная функция выражается в усвоении опыта, накопленного ранее. Наука, опираясь на априорные знания, открывает завесу тайны еще не познанных сторон административной деликтности, более эффективных мер ее профилактики. Таким образом, познавательная функция науки проявляется в получении новых знаний.
Эффективное получение априорных или новых знаний всегда сопровождается умелой методологической работой в качестве деятельности по использованию совокупности базисных принципов, методов и методик в целях достижения конечного результата. Очевидно, конечный продукт научной и учебной деятельности разный. Однако так бывает не всегда, а лишь когда закончено формирование учебной дисциплины, установлены основные приемы передачи накопленных наукой знаний. В ситуации формирования науки соответствующая учебная дисциплина будет находиться в том же состоянии. Это означает постоянное использование методов и методик наиболее целесообразного освещения добытых наукой знаний. Происходит познавательный процесс, сходный с научной деятельностью.
Конечно, определение соотношения научного направления и учебной дисциплины "Административная деликтология" не сама цель. Важно другое - попытаться понять их сплетение. Как из существующих научных знаний построить учебный курс, доказать необходимость его включения в учебные планы образовательных учреждений юридического профиля? Ведь, в отличие от науки, рождение учебной дисциплины основано исключительно на решении лиц, порой далеких от проблем предмета административной деликтологии, - членов ученого совета и ректора вуза.
Подводя итог, необходимо подчеркнуть важность процесса становления учебного курса "Административная деликтология" в силу потребности в этом соответствующего научного направления, популяризации идей социально-правового аспекта предупреждения административных правонарушений, формирования повышенного интереса к указанным проблемам талантливой молодежи. В этом смысле предлагаемые выше идеи рассматриваются в качестве одного из вариантов авторского взгляда на перспективы развития административной деликтологии как учебной дисциплины.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.