Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Прокурорский надзор. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ОРГАНИЗАЦИОННО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОКУРАТУРЫ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ И ПОСЛЕВОЕННОЕ ВРЕМЯ
В.Ю. ШОБУХИН
Период Великой Отечественной войны и послевоенного времени явился важным этапом в деятельности прокуратуры Свердловской области. В числе первых решений, принятых руководством областной прокуратуры в условиях начавшейся войны, следует отметить Приказ прокурора Свердловской области В.И. Сидоркина от 23 июня 1941 г. N 164 об отзыве из отпусков и отмене отпусков прокуроров, помощников прокуроров и следователей, изданный ввиду объявленной Президиумом Верховного Совета СССР мобилизацией. Уже на следующий день ряд прокурорских работников были освобождены от работы в прокуратуре Свердловской области в связи с уходом в ряды Красной армии. Такие приказы в последующем издавались облпрокурором практически каждый день. Работники прокуратуры, находившиеся на юридических курсах, были немедленно отозваны на работу.
В соответствии с Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР "О всеобщей обязательной подготовке населения к противовоздушной и противохимической обороне" в аппарате облпрокуратуры от 7 июля 1941 г. была организована учеба по противовоздушной и противохимической обороне (ПВХО) 1-й степени, обязательная для всех работников, за исключением тех, кто имел удостоверения о сдаче норм ПВХО 1-й степени при условии их предъявления. Была образована группа самозащиты ПВО во главе с облпрокурором, которая включала в себя шесть звеньев: связи, охраны ревпорядка, химическое, медицинско-санитарное, пожарное, саперно-восстановительное.
Приказом прокурора Свердловской области от 16 сентября 1941 г. N 264 в отделах центрального аппарата облпрокуратуры устанавливались следующие штаты: прокурор области, 2 его заместителя, старший референт, инспектор по статистике, секретарь-стенографист; отдел кадров: пом. облпрокурора - начальник отдела, инспектор; отдел по спецделам: начальник отдела - зам. облпрокурора, 6 прокуроров отдела, секретарь, секретарь-машинистка; следственный отдел: пом. облпрокурора - начальник отдела, 3 прокурора, 3 ст. следователя; уголовно-судебный отдел: пом. облпрокурора - начальник отдела, 4 прокурора, секретарь; гражданско-судебный отдел: пом. облпрокурора - начальник отдела, прокурор, секретарь; отдел общего надзора: пом. облпрокурора - начальник отдела, прокурор, секретарь; отдел по надзору за МЗ: пом. облпрокурора - начальник отдела, прокурор; отдел по надзору за милицией: пом. облпрокурора - начальник отдела, 2 прокурора; особый сектор: начальник сектора, секретарь, секретарь-машинистка, ротаторщик; административно-хозяйственный отдел: начальник отдела, бухгалтерия (главный бухгалтер, бухгалтер-ревизор, бухгалтер-кассир), общая канцелярия (начальник канцелярии, 3 секретаря, 2 машинистки, экспедитор, архивариус, курьер), хозяйственная часть (завхоз-комендант, сторожа, истопник, 2 уборщицы, 2 шофера).
Военное положение в стране отразилось и на порядке дежурств прокуроров при областной прокуратуре. Помощники облпрокурора дежурили ежедневно с 17 часов 30 минут до 9 часов (с 27.01.1942 начальники отделов и прокуроры отделов облпрокуратуры дежурили с 17 часов 30 минут до 1 часа ночи), райпрокуроры по г. Свердловску - каждое воскресенье с 9 часов до 18 часов, народные и старшие следователи - ежедневно с 17 часов 30 минут до 9 часов, а по воскресеньям - с 9 часов до 18 часов и с 18 часов до 9 часов следующего дня. Дежурный прокурор и следователь были обязаны находиться в приемной комнате прокурора области, и отвечать здесь на вызовы по телефону могли только они. При этом в ходе дежурства прокурор не только ожидал сведений о происшествиях, но и был обязан сам связываться с дежурным по областному управлению милиции, УНКВД, райпрокурорами и другими органами. О всех происшествиях делалась запись в книге дежурного, и по общему правилу в период с 9 часов до 9 часов 30 минут по окончании дежурства докладывалось областному прокурору или его заместителю, а при особо важных происшествиях - немедленно. Дежурства прокуроров и следователей рассматривались как ответственная служебная обязанность. Нарушение порядка дежурства (неявка, опоздание, преждевременный уход) расценивалось в качестве нарушения государственной служебной дисциплины и влекло серьезные виды ответственности.
В период 1942 - 1943 гг. на базе Свердловского юридического института и прокуратуры Свердловской области в целях профессиональной подготовки и повышения квалификации работников прокуратуры регулярно организовывались межобластные трехмесячные юридические курсы.
14 октября 1943 г. во исполнение Приказа прокурора Союза ССР от 22 сентября 1943 г. N 908 "О проведении аттестования прокурорско-следственных работников органов прокуратуры Союза ССР" и аналогичного Приказа прокурора РСФСР от 5 октября 1943 г. N 58 при прокуроре Свердловской области была образована аттестационная комиссия во главе с заместителем прокурора области. В ее состав также вошли старший помощник облпрокурора - начальник отдела кадров и помощник облпрокурора по спецделам. В заседаниях аттестационной комиссии принимали участие начальники оперативных отделов, которые выражали свою позицию по кандидатурам, представленным на присвоение классного чина.
В 1944 г. решением штатной комиссии при СНК Союза ССР для прокуратуры Свердловской области была увеличена штатная численность прокуроров следственного отдела на 3 единицы, а народных следователей сначала на 32, а затем еще на 6 единиц.
В соответствии с Приказом прокурора Союза ССР от 23 июня 1944 г. о мероприятиях по повышению деловой квалификации работников прокуратуры прокурор Свердловской области Ф. Кудрин 21 июля 1944 г. издал Приказ N 143 об организации при облпрокуратуре кружка по изучению русского языка, который уже с 1 августа начал свое функционирование. Первыми его слушателями явились начальники отделов облпрокуратуры, помощники областного прокурора по спецделам, прокуроры отделов, старшие следователи - по списку 13 человек. Посещение занятий было обязательным. Контроль за этим осуществлял начальник отдела кадров, который сам входил в число слушателей кружка.
1945 г. деятельность прокуратуры Свердловской области отличается большим вниманием к профессиональной подготовке прокурорских работников и ее повышению, частыми кадровыми перестановками и множеством увольнений работников по дискредитирующим их обстоятельствам (выход на работу в нетрезвом состоянии, участие в драках и др.).
В облпрокуратуре были организованы обязательные занятия с оперативным составом работников, направленные на повышение их квалификации. Занятия проводились по специальной программе, разработанной отделом подготовки кадров прокуратуры СССР, по каждому отделу раздельно с 20 до 22 часов один раз в неделю (по понедельникам). Проведение занятий возлагалось на заместителей прокурора области и соответствующих начальников отделов, которые систематически проверяли успеваемость слушателей, вели журналы их успеваемости с указанием по пятибалльной системе оценок. Регулярность занятий и их посещение находились на постоянном контроле у начальника отдела кадров. По окончании изучения отдельных разделов программы слушатели сдавали специальной комиссии экзамен по пройденной программе, и на каждого из них составлялась характеристика с указанием степени его подготовленности. Продолжал распространение опыт организации трехмесячных межобластных юридических курсов при взаимодействии с юридическим институтом и юридической школой.
В 1948 г. в целях упорядочения дел контроля исполнения в аппарате облпрокуратуры прокурор области Н. Яцковский определил порядок приема и регистрации жалоб особого контроля, приказов, заданий вышестоящих органов прокуратуры.
Жалобы особого контроля, к числу которых относились жалобы, поступающие из ЦК ВКП(б), КПК при ЦК ВКП(б), Обкома ВКП(б), Совета министров Союза ССР и союзных республик, Министерства Госконтроля, от депутатов Верховных Советов СССР и союзных республик, Облисполкома военнослужащих и членов их семей, а также жалобы, в которых сообщается об особо серьезных нарушениях закона, отбирались специально назначенным прокурором отдела общего надзора, который в этих целях участвовал при вскрытии пакетов поступающей в облпрокуратуру почты. Отобранные жалобы регистрировались в день поступления в общей канцелярии и передавались старшему референту для доклада областному прокурору или его заместителю. По результатам рассмотрения данные жалобы регистрировались старшим референтом на 2 карточках учета жалоб особого контроля, и с одним экземпляром карточки вручались исполнителю под расписку на втором экземпляре, который передавался прокурору по контролю. Иные жалобы после их регистрации начальник канцелярии направлял начальникам отделов по принадлежности.
В сфере учета поступающих приказов, заданий и запросов вышестоящих органов прокуратуры областной прокурор вменил в обязанности начальника канцелярии регистрировать в день поступления всю поступающую от вышестоящих органов прокуратуры на имя облпрокурора почту и сдавать ее старшему референту для доклада прокурору области или его заместителю. После установления ответственных лиц за проведение работы по исполнению приказов, заданий и запросов, по которым установлен контроль, заводились контрольные карточки в 2 экземплярах, один из которых передавался вместе с поручением исполнителю под расписку на втором экземпляре карточки, который представлялся прокурору по контролю для осуществления контроля за исполнением. Секретные приказы вышестоящих органов прокуратуры регистрировались в особом секторе, а несекретные - у старшего референта.
Жалобы особого контроля, приказы, задания, исполнение которых бралось на особый контроль, хранились до их окончательного исполнения лично у начальников отделов. На данных документах проставлялся штамп "Особый контроль".
Выпускники юридического института, принимаемые на службу в прокуратуру, назначались на должности стажера помощника прокурора, стажера нарследователя.
В целях улучшения состояния трудовой дисциплины в январе 1949 г. в аппарате областной прокуратуры был заведен журнал учета явки на работу и ухода с работы. В данном журнале были обязаны расписываться все оперативные работники (за исключением начальников отделов) при их явке на работу и уходе с работы с указанием конкретного времени. Помимо этого, в каждом отделе были заведены журналы уходов с целью фиксации времени ухода и времени прихода, а также учреждения или организации, куда отбывал работник в рабочее время по служебным поручениям. В случае неявки работника на работу по болезни или иной уважительной причине он обязан был в тот же день поставить об этом в известность старшего референта.
Приходилось работникам прокуратуры осуществлять деятельность, не присущую функциям прокуратуры, в частности оказывать помощь колхозам в уборке урожая.
В числе основных проблем в работе прокуратуры Свердловской области в конце 1940-х годов выделялись:
1. Неукомплектованность районных и городских прокуратур кадрами, низкая организация повышения деловой и профессиональной ("политической") квалификации прокуроров и следователей, высокая текучесть кадров.
2. Недостаточное руководство подчиненными прокуратурами, особенно по линии деятельности следственного и уголовно-судебного отделов. Практикуемые в то время выезды зональных прокуроров на 2 - 3 дня в районы не были эффективны. Выезды прокуроров уголовно-судебного отдела в большинстве случаев сорваны.
3. Несогласованность действий отделов облпрокуратуры, в силу которой достаточно часто по одному вопросу возникали противоречия при даче указаний нижестоящим прокурорам.
4. Чрезмерная дача указаний (вопреки возможностям исполнения) райгорпрокурорам, и, как следствие, снижение качества и эффективности работы последних.
5. В системе руководства нижестоящими прокуратурами, особенно периферийными, часто упускались такие важнейшие функции прокуратуры, как организация борьбы с преступностью, гражданско-судебный надзор.
6. В отделах облпрокуратуры допускалось бюрократическое затягивание разрешения запросов райгорпрокуроров (выполнение отдельных требований, рассмотрение материалов и дел и т.д.).
7. Исходящие из отделов директивы, документы и указания по конкретным делам в ряде случаев были недостаточно содержательны, а иногда юридически необоснованны.
8. Ряд зональных прокуроров не чувствовали должной ответственности за свой участок работы, не предъявляли должные требования к прокурорам и следователям в районах, к выполнению своих полномочий относились формально.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Прокурорский надзор, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.