Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Исполнительное производство. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ
М.С. ДЕСЯТИК
Нарушение предписаний правовых норм в любом обществе носит массовый характер и создает ему весьма ощутимый моральный и материальный вред <1>. Несмотря на разнообразие причин, условий, субъектов совершаемых противоправных деяний, все они имеют общие признаки, позволяющие отнести их к одному социальному явлению - правонарушению <2>.
--------------------------------
<1> См.: Шергин А.П. Административная деликтность: проблемы науки // Актуальные вопросы административно-деликтного права. М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 19.
<2> См.: Мышляев Н.П. Теоретические и прикладные основы административной деликтологии: Автореф. дис. ... д.ю.н. М., 2004. С. 11 - 12.
Административные правонарушения в области исполнительного производства входят в категорию наиболее распространенных. Предупреждение этих правонарушений, сдерживание их роста обусловливают необходимость планирования и реализации определенного спектра мер экономического, организационного и правового характера. Административная ответственность является одним из основных средств борьбы с рассматриваемыми правонарушениями.
Административная ответственность в исполнительном производстве заключается в обеспечении правомерного поведения лиц, участвующих в исполнительном производстве, предупреждении правонарушений, восстановлении нарушенных прав и интересов граждан и организаций.
Равно как и другие виды юридической ответственности, административная является одним из основных способов защиты общественных отношений. Ее гносеология обусловлена потребностью развития этих отношений, необходимостью адекватной реакции государства на их нарушения. Административной ответственности присущи все общие признаки юридической ответственности, это заключается, например, в том, что все виды юридической ответственности являются средствами охраны правопорядка, определены нормативно, состоят в применении правовых санкций к правонарушителям, являются последствием виновного, противоправного, общественно вредного или опасного деяния, сопровождаются общественным или государственным осуждением правонарушителя, связаны с принуждением и реализуются в строгой процессуальной форме.
Вместе с тем каждый вид юридической ответственности обладает только ему присущими признаками, выполняет специфические функции, при этом не исключая возможности взаимодействия между различными видами юридической ответственности.
Административной ответственности в сфере исполнительного производства присущи те же признаки, что и административной ответственности вообще, а именно:
1) основанием административной ответственности выступают административные правонарушения. Сфера исполнительного производства - одна из многочисленных составляющих общего массива применения административной ответственности;
2) сущность административной ответственности состоит в применении к правонарушителям административно-правовых мер принуждения. Лишения обращены не на личность нарушителя, а исключительно на его имущество и доход;
3) обязанность нарушителя законодательства об исполнительном производстве претерпевать неблагоприятные последствия своих действий (бездействия) обеспечена мерами государственно-властного принуждения;
4) могут применять только строго определенные законом государственные органы (должностные лица). Закрепленная в КоАП РФ система юрисдикционных органов позволяет быстро и профессионально рассматривать дела об административных правонарушениях;
5) характерной особенностью административной ответственности является то, что она применяется только к правонарушителям, организационно не подчиненным субъектам административной юрисдикции, рассматривающим дела об административных правонарушениях. Как отмечается, "по этому признаку она отличается от дисциплинарной ответственности, меры которой, как правило, налагаются уполномоченным должностным лицом на подчиненных ему в служебном отношении лиц" <3>. Ответственность характеризуется открытым перечнем нарушителей законодательства об исполнительном производстве;
--------------------------------
<3> Основные институты административно-деликтного права: Учеб. пособие / Под общ. ред. А.П. Шергина. М.: ВНИИ МВД России, 2005. С. 28.
6) применение мер административной ответственности в области исполнительного производства возможно только в порядке, установленном законом;
7) административная ответственность имеет свою обособленную нормативную базу, под которой понимается совокупность норм административного права. Правовыми источниками ответственности в области исполнительного производства выступают нормативно-правовые акты административного, конституционного, арбитражно-процессуального, гражданско-процессуального и других отраслей права. Вместе с тем нормы об административной ответственности за нарушение требований законодательства об исполнительном производстве содержатся и в Федеральном законе "Об исполнительном производстве".
Рассматривая административную правовую ответственность во всем многообразии внутренних свойств и внешних проявлений, можно прийти к выводу о ее неразрывной связи с правовым отношением. Нормы правового института административной ответственности регулируют отношения в разных сферах жизнедеятельности общества, а значит, и в сфере исполнительного производства, путем установления запретов на совершение общественно опасных деяний под угрозой применения административного взыскания. Административные правонарушения в зависимости от того, каким общественным отношением причиняется вред, против чего они направлены или в какой области совершаются, систематизированы по главам в КоАП РФ. Анализ норм КоАП РФ и Федерального закона "Об исполнительном производстве" свидетельствует о наличии специфической сферы их регулирования: группы правоотношений, связанных с административными правонарушениями в сфере исполнительного производства. Можно отметить разнообразие этих правоотношений, опосредующих деятельность должностных лиц - судебных приставов-исполнителей компетентного государственного органа - Федеральной службы судебных приставов РФ и ее подразделений. Данные отношения получили в научной литературе название "административно-деликтные правоотношения" <4>.
--------------------------------
<4> См.: Мышляев Н.П. Административная деликтология: вопросы теории и практики: Монография. М.: ВНИИ МВД России, 2002. С. 6.
Элементами административно-деликтных правоотношений в области исполнительного производства являются субъект, объект и содержание.
Под субъектом административно-деликтных правоотношений в области исполнительного производства считаем возможным понимать любого участника правоотношений, возникающих в связи с предупреждением административных правонарушений, их совершением, а также реализацией административной ответственности в области исполнительного производства, которого законодательство об исполнительном производстве наделяет правами и обязанностями, способностью вступать в административно-деликтные правоотношения. Полагаем, что каждый участник правоотношения, проявляя в процессе взаимодействия особую, личную, субъективную волю, выступает в то же время и представителем воли государственной. В административном правоотношении в области исполнительного производства в лице контрагента другому контрагенту противостоит не только обособленный субъект, преследующий конкретную цель, но и государство, преследующее цель защиты обоснованных интересов каждого из субъектов и обеспечения справедливости.
Особым субъектом административно-деликтных правоотношений в области исполнительного производства является судебный пристав. Федеральный закон "О судебных приставах" в ч. 2 ст. 3 <5> определяет судебного пристава должностным лицом, состоящим на государственной службе - "профессиональной служебной деятельности граждан РФ по обеспечению исполнения полномочий государства и государственных органов власти различных уровней и лиц, замещающих государственные должности РФ и ее субъектов". В соответствии с п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ судебные приставы уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 17.3 - 17.6, 17.8, 17.9, ч. 2 ст. 17.14, ч. 1 ст. 19.4, ч. 1 ст. 19.5, статьями 19.6, 19.7 настоящего Кодекса.
--------------------------------
<5> Собрание законодательства РФ. 1997. N 30. Ст. 3590.
Основываясь на принципах российского законодательства о государственной службе, научном понимании данной правовой категории, мы можем сказать, что судебный пристав-исполнитель, являясь государственным служащим, находящимся на государственной должности, не может быть самостоятельным субъектом правоотношений. Это связано с тем, что, обладая государственно-властными полномочиями, он выполняет свои обязанности соразмерно с определенной государственной задачей и в интересах государства, а не от себя лично. Как должностное лицо любого государственно-властного органа, пристав наделяется правами и обязанностями (компетенцией), в пределах которых он и может действовать.
Полагаем, что объектом рассматриваемых правоотношений выступает все то, по поводу чего субъекты реализуют свои юридические права и обязанности. В некоторых учебных источниках по административно-деликтному праву именно так и трактуется объект административно-деликтных правоотношений - "все то, на что направлены субъективные права и соответствующие им обязанности", при этом не уточняется конкретный объект административно-деликтного правоотношения <6>.
--------------------------------
<6> См.: Попов Л.Л., Круглов В.А. Административно-деликтное право: Учеб. пособие. М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. С. 12.
Конкретный объект правоотношения административной ответственности в области исполнительного производства определяется в зависимости от регулируемого фактического отношения (охранительного или деликтного), субъективного состава правоотношений, административной правосубъектности участников и т.д.
В данных правоотношениях регулятивного или охранительного свойства в качестве объекта выступает реальное поведение участников. "Если быть предельно точным, - пишет Ю.М. Козлов, - то следует признать... что именно поведение людей, совершаемые ими действия или бездействие - вот тот внешний объект (предмет)... правовых отношений" <7>.
--------------------------------
<7> Козлов Ю.М. Предмет советского административного права. М.: Знание, 1968. С. 109.
Кроме действия субъектов объектом главным образом выступают "различные меры государственного принуждения - административные наказания, с которыми и связаны реализация прав, обязанностей субъектов, их действие и взаимодействие в этом процессе".
Содержание деликтного правоотношения - наиболее существенный элемент. С момента нарушения закона, регламентирующего запрет, правонарушитель обязан нести ответственность (претерпевать неблагоприятные для себя последствия), предусмотренную административным законодательством в сфере исполнительного производства, а органы административной юрисдикции обязаны привлечь правонарушителя к ответственности, применив установленную меру государственного наказания. Возникает юридическая связь, содержанием которой являются права и обязанности участников данного отношения, их возможное и должное поведение.
Таким образом, правоотношения административной ответственности в области исполнительного производства можно определить как административно-деликтные, комплексные, материально-процессуальные, регулятивно-охранительные общественные отношения, связанные с возникновением, предупреждением административных правонарушений, реализацией административной ответственности в области исполнительного производства, урегулированные нормами административного права.
Для административных правонарушений в области исполнительного производства характерна публичность противоправных действий, так как они посягают на установленный порядок осуществления государственной власти с целью защиты личности, охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности физических, юридических лиц, общества и государства. Непосредственно эти правонарушения посягают на законную деятельность судебного пристава-исполнителя, находящегося при исполнении служебных обязанностей, различными способами, а именно: непринятие мер по частному определению суда или по представлению судьи (ст. 17.4 КоАП РФ); воспрепятствование законной деятельности судебного пристава (ст. 17.8 КоАП РФ); заведомо ложные показания свидетеля, пояснение специалиста, заключение эксперта или заведомо неправильный перевод (ст. 17.9 КоАП РФ); нарушение законодательства об исполнительном производстве (ст. 17.14 КоАП РФ); неисполнение содержащихся в исполнительном документе требований неимущественного характера (ст. 17.15 КоАП РФ); неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.4 КоАП РФ); невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5 КоАП РФ); непринятие мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (ст. 19.6 КоАП РФ); непредставление сведений (информации) (ст. 19.7 КоАП РФ).
В исполнительном производстве по аналогии с административным правом существуют элементы, которые можно распределить по соответствующим группам. Таким образом, можно выделить субъект, объект, субъективную сторону, объективную сторону.
Объективная сторона правонарушения в сфере исполнительного производства представляет собой совокупность предусмотренных нормой административного права признаков, характеризующих внешнее проявление правонарушения. К ним относятся такие обязательные признаки, как: противоправность деяния, его последствия, причинно-следственная связь между ними и другие, а также факультативные признаки (время, место, средства и т.д.) Разновидностями деяния признаются действия или бездействие.
Субъектом административного правонарушения выступает лицо, совершившее деяние, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. КоАП РФ <8> конкретизировал в определении административного правонарушения данное лицо: физическое или юридическое. Санкции также распространяют свое действие и на должностных лиц, которые, по сути, являются физическими лицами. Статьи 17.8, 19.4 КоАП РФ определяют субъектами ответственности гражданина и должностных лиц; ст. 17.9 КоАП РФ - только гражданина; статьи 17.14, 17.15, 19.5, 19.7 КоАП РФ субъектом правонарушения определяют гражданина, должностное лицо либо юридическое лицо. Статьи 17.4, 19.6 КоАП РФ предусмотрены только для должностных лиц.
--------------------------------
<8> Собрание законодательства РФ. 2002. N 1 (ч. 1). Ст. 1.
Субъективная сторона правонарушения представляет собой совокупность признаков, характеризующих психическое отношение субъекта к совершенному противоправному действию (бездействию) и его последствиям. Выражается она в форме умысла или неосторожности. Также принимаются во внимание мотив и цель. Субъективная сторона ст. ст. 17.8, 17.9, 19.4 характеризуется умышленной формой вины, т.е. лицо должно осознавать противоправный характер своего действия (бездействия), предвидеть его вредные последствия и желать наступления таких последствий или сознательно их допускать либо относиться к ним безразлично (ст. 2.2 КоАП РФ). Статьи 19.5, 19.6, 19.7 подразумевают как умышленную, так и неумышленную формы вины лица, совершившего правонарушение.
Рассмотренные признаки образуют состав административного правонарушения, который, по существу, является главным нормативным основанием административной ответственности. А закрепление в правовой норме его признаков - гарантия законности при привлечении к административной ответственности.
С административной ответственностью неразрывно связано такое правовое явление, как административное наказание. В сфере исполнительного производства применяются только такие основные наказания, как предупреждение и штраф, дополнительные административные наказания в сфере исполнительного производства не используются.
По кругу юрисдикционных органов, уполномоченных назначать административные наказания в сфере исполнительного производства, они могут быть разделены на назначаемые судом и исполнительным органом государственной власти - Федеральной службой судебных приставов в лице судебного пристава или старшего судебного пристава. Возможно выделить еще и третью группу мер административной ответственности - применяемые как "судьей, так и исполнительными органами государственной власти" <9>. Поэтому есть различия в процессуальном порядке применения и исполнения административных взысканий, обусловленных тем, каким органом они налагаются.
--------------------------------
<9> Стахов А.И. Административная ответственность: Учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2004. С. 18.
Таким образом, все изложенное позволяет нам сформулировать следующее определение административной ответственности за нарушения законодательства об исполнительном производстве. Под ней можно понимать меры, применяемые судом, судебным приставом-исполнителем в отношении административного нарушения законодательства об исполнительном производстве, в процессе реализации которых с правонарушителя истребуется объяснение о совершенном деянии, само деяние подвергается официальной правовой оценке, и на основе этой оценки к лицу применяется одно из административных наказаний.
Административная ответственность в исполнительном праве - институт, находящийся в стадии формирования и требующий дальнейшего совершенствования. Разработка проблемы ответственности имеет практическое значение, так как должна способствовать точному формулированию исполнительных документов, а также правильному толкованию и применению норм исполнительного права и являться необходимым условием упрочения законности в исполнительном производстве.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Исполнительное производство, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.