Наша компания оказывает помощь по написанию статей по предмету Административное право. Используем только актуальное законодательство, проекты федеральных законов, новейшую научную литературу и судебную практику. Предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все выполняемые работы даются гарантии
Вернуться к списку статей по юриспруденции
ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА ГОСУДАРСТВЕННЫХ СЛУЖАЩИХ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПЕРЕД ОБЩЕСТВОМ
Т.В. КАСАЕВА
Качество государства, степень его служения обществу во многом зависят от государственной службы, методов, форм ее правового регулирования. Государственная служба есть средство формирования правового государства, построение которого весьма актуально для России. Именно государственная служба обеспечивает взаимодействие правового государства с гражданским обществом и отдельным гражданином.
Правовая культура функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры - политической, нравственной (этической), эстетической, религиозной и т.д., при этом она полностью не совпадает ни с одним из видов культуры (в том числе и политической), создавая своеобразие, уникальное сочетание материальных и духовных компонентов <1>.
--------------------------------
<1> См.: Плешаков А.П. Правовая культура и становление новой российской государственности // Правовая культура. 2007. N 1(2). С. 47.
Правовая культура диктует каждой личности принципы правового поведения, а обществу - систему правовых ценностей, идеалов, правовых норм, обеспечивающих единство правовых институтов. Правовая культура немыслима вне нравственных координат. Возрождение нравственных, культурных ценностей в нашем обществе - непременный элемент не только высокой общей культуры, но и правовой культуры страны в целом и каждого индивида в отдельности.
Специфика правовой культуры состоит в том, что ее уровень и состояние в значительной степени зависят от функционирования самой государственной власти. Правовая культура - это система и результат сложнейших социально-правовых отношений между государством и обществом. Качественное состояние правовой культуры зависит от обоих субъектов (государства и общества), однако государству в формировании высокого уровня правовой культуры принадлежит все же ведущая роль. Приоритет государства в этой сфере предопределен всей российской историей, менталитетом народа. Очевидно, что государство, которое не пользуется авторитетом у народа, не вправе рассчитывать на высокий уровень правовой культуры своего народа.
К сожалению, в настоящее время наблюдается устойчивая тенденция снижения нравственных качеств субъектов власти. "Надо сказать, - пишет О.В. Мартышин, - что при всей коррумпированности советской власти и при всем ее лицемерии в последние десятилетия она культивировала (хотя бы формально) на основе социалистической идеологии моральные ценности, многие из которых носили вечный характер и входили в патриархальное народное сознание. Теперь они растоптаны. А на капиталистической основе, характерной для Запада, нравственные ценности сложиться еще не успели" <2>.
--------------------------------
<2> Мартышин О.В. О некоторых особенностях политической и правовой культуры // Государство и право. 2003. N 10. С. 28.
Социологические опросы показывают, что государственные служащие в большинстве своем неправильно понимают моральные нормы служебного поведения либо сознательно нарушают их <3>. Проведенное Институтом социологии РАН исследование "Бюрократия и власть в новой России: позиции населения и оценки экспертов" показало, что граждане на первое место из предложенных 15 характерных качеств государственного служащего поставили равнодушие к людям (63,7%); на второе - продажность чиновников (58,5%); на третье - безразличие к интересам страны (41,1%); 32% отметили безответственность чиновников; 31% указали на их низкие деловые качества и некомпетентность. Шестое место - 25,9% голосов россиян - заняли необразованность, бескультурье и грубость чиновников. Первая положительная аттестация ("деловитость, компетентность") оказалась только на седьмой позиции <4>.
--------------------------------
<3> См.: Комлева В.В. Профессиональная этика государственных служащих в условиях реформирования государственной службы // Российская бюрократия: состояние и тенденции развития. Социология власти: Вестн. социол. центра РАГС. 2004. N 1. С. 109 - 115.
<4> См.: ...как руки брадобрея // Литературная газета. 2006. 15 - 21 марта.
Правовая культура формируется в процессе осуществления субъектами властной деятельности своих должностных обязанностей и включает в себя следующие элементы: 1) знание правовых норм, уровень правового мышления, профессиональной подготовки; 2) широкий кругозор политического и экономического видения реальности, определяющий уровень общей правовой культуры; 3) профессионально-этические качества чиновника, профессиональную безупречность, служебную дисциплинированность, добросовестность, честность. Правовая культура требует личностно-озабоченного отношения к определенному правовому факту, вследствие чего и она в результате приобретает значение высшей нравственной ценности <5>.
--------------------------------
<5> См.: Баранов П.П., Окусов А.П. Аксиология юридической деятельности: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2003. С. 73.
Очевидно, что ее профессиональные модификации, в том числе и в сфере государственной службы, определяются в первую очередь отличительными особенностями той или иной профессии. Низкая правовая культура определяет мотивацию, интересы, поведение властных субъектов. Нередко в погоне за разного рода привилегиями во власть приходят люди с криминальным прошлым. По результатам социологических исследований, работа в аппарате органов государственной власти для значительной части чиновников ценна главным образом получением привилегий для удовлетворения личных интересов. Власть способна изменять природу человека, наделенного ею, и при длительном пользовании властью эти изменения могут носить негативный характер.
Вступление в должность, как правило, связано с получением различных материальных и нематериальных благ. Это не может не влиять на личные качества отдельных руководителей, у которых со временем гипертрофируется вкус к власти, и тогда высокая должность может способствовать обратному процессу: государственная воля трансформируется в личную, государственная власть присваивается должностным лицом, используется в собственных интересах. В итоге руководящий работник служит не обществу, а себе, его личная порочная воля, ставшая государственной, задает тон последней, направляет ее по неправомерному или даже преступному пути. Справедливо подмечено, что должность может сравниться с ролью, а служащий - с актером, играющим плохо или хорошо для него написанную роль.
Ценность власти все более наполняется экономическим содержанием. "Во власть" идут часто с одной-единственной целью: зарезервировать существующие или приобрести новые источники доходов. Результат - беспрецедентные масштабы коррупции, рост должностных преступлений. Таким образом, дискредитируется сама демократическая модель власти, ведь ценность власти в ином - оказывать услуги обществу. Задача институтов, призванных обеспечивать формирование органов власти и должностных лиц и осуществлять контроль за их деятельностью, с точки зрения конституционной аксиологии предельно проста: нужно добиться, чтобы принадлежащую народу власть осуществляли лица, соответствующим образом воспринимающие идеальную ценность эталона власти, и чтобы от власти своевременно удалялись те, кто, добившись успеха, отказывается от необходимого конституционного восприятия ее статуса и роли <6>.
--------------------------------
<6> См.: Крусс В.И. Российская конституционная аксиология: актуальность и перспективы // Конституционное и муниципальное право. 2007. N 2.
Правовая культура властных субъектов является одним из важных видов профессиональной правовой культуры. Она обладает определенными особенностями, обусловленными спецификой самой власти, повышенной социальной значимостью их публичной деятельности, различным уровнем и профилем образования и другими факторами.
Право и нравственность являются одними из важнейших средств формирования культурно развитой, полноценной личности. Нравственное и правовое воспитание находятся в тесной взаимосвязи и взаимно дополняют и обогащают друг друга. Задача нравственно-правового воспитания - формирование законопослушной и высоконравственной личности, социально активного гражданина, субъекта власти.
Нравственная составляющая властной деятельности определяет уровень социальности и демократичности государства, его авторитет. Особую роль здесь призваны играть этические кодексы.
Формирование высоких моральных качеств чиновников в условиях становления гражданского общества должно опираться на рекомендации ученых.
Осуществление судебной и административной реформы - одно из важнейших направлений повышения нравственной и правовой культуры власти.
Необходима более прозрачная, понятная каждому гражданину подконтрольная система правовых иммунитетов. Следует стремиться к тому, чтобы данное правовое средство не превращалось в личные привилегии <7>.
--------------------------------
<7> См.: Юшкова Ю.А. Иммунитет как правовая категория: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2008.
Не стоит игнорировать моральные стимулы - всевозможные поощрения, награды, официальное признание заслуг, популяризация лучшей практики. В любой общественно полезной деятельности мерам поощрительного характера должно уделяться особое внимание. К сожалению, применительно к государственной службе поощрительные нормы практически не исследовались, за некоторым исключением <8>.
--------------------------------
<8> См.: Караваев А.Н. Поощрение в системе правоохранительной службы: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2005.
Еще одним направлением повышения уровня правовой культуры является совершенствование законодательства и правоприменительной практики.
Показателем культуры властвующего лидера является эффективность проводимой им политики. Имеет смысл говорить о повышении уровня правовой культуры российского чиновника лишь тогда, когда он научится уважать права человека и гражданина, будет относиться к ним как к высшей социальной ценности. Уважение во всем его многообразии обладает значительным моральным весом. Оно будет действенным, если станет неотъемлемой составной частью правосознания и правовой культуры общества; будет признано наукой, общественным мнением в качестве цели, задачи, принципа права, государства, его органов и должностных лиц. В ходе проведения аттестации государственных служащих особое внимание следует уделять тестированию на знание законодательства, касающегося прав и свобод человека и гражданина <9>.
--------------------------------
<9> См.: Касаева Т.В. Роль государственных служащих в механизме Российского государства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006. С. 10.
Растет потребность в разработке такой концепции развития деятельности государственных служащих, которая отражала бы не только современные, но и прогнозируемые социальные и государственные потребности, включая и моральную сторону проблемы. Главное в том, чтобы в воспитательную работу были включены закономерности нравственного формирования личности государственного служащего.
Важная роль в повышении нравственной и правовой культуры всего населения и субъектов власти в частности принадлежит средствам массовой информации. Необходимы специальные издания, подробно и постоянно рассматривающие означенные проблемы. Подобные начинания уже есть <10>.
--------------------------------
<10> В Саратовском юридическом институте МВД России с 2006 г. выходит журнал "Правовая культура". Особое внимание на его страницах уделяется культуре правоприменителей, в том числе правоохранительной деятельности (гл. редактор - д.ю.н., проф., заслуженный работник высшей школы А.С. Мордовец).
Одной из форм правового воспитания является юридическое образование. Проблемы юридического образования в полной мере касаются всех властных субъектов. Они затрагивают и чиновников, и предпринимателей, и военных - всех без исключения российских граждан. Иными словами, речь должна идти и о профессиональном юридическом образовании, и о массовом юридическом воспитании и "ликбезе". По сути, придется создавать современное российское правосознание, следует восстановить практически разрушенную систему правового воспитания.
Среди приоритетных направлений можно выделить систему переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, с упором в преподавании юридических дисциплин на их аксиологическую и антикоррупционную составляющие. Система переподготовки государственных служащих призвана способствовать повышению правосознания государственных служащих. Однако и здесь есть некоторые проблемы. В России есть специальные учебные заведения (академии государственной службы, Академия народного хозяйства, Финансовая академия при Правительстве РФ), укомплектованные высокопрофессиональными преподавателями, но они работают в основном вхолостую. Во-первых, к спускаемым разнарядкам по количеству чиновников, которых надо направлять на повышение квалификации в названные учебные заведения, руководители федеральных и региональных органов исполнительной власти относятся как к досадной необходимости и потому выбирают наименее способных. Во-вторых, значительное число учащихся чиновников составляют лица, плату за которых вносят посылающие их государственные органы и учреждения, что ставит предел их количеству. В-третьих, поучившиеся гражданские служащие (в основном из молодежи), набравшись некоторого опыта, стремятся "нырнуть" в какую-либо коммерческую структуру <11>.
--------------------------------
<11> См.: Граждан В.Д. Государственная гражданская служба: Учебник. М., 2009. С. 458.
Сегодня значимость правового воспитания определяется возрастанием позитивной роли права в развитии политических, культурных, духовных и нравственно-правовых качеств личности, ее ценностных ориентаций. Формирование государственной политики в области духовного и нравственного воспитания населения признано важнейшей составной частью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
Наша компания оказывает помощь по написанию курсовых и дипломных работ, а также магистерских диссертаций по предмету Административное право, предлагаем вам воспользоваться нашими услугами. На все работы дается гарантия.